Технический анализ можно считать единственным и наиболее ценным инструментом, используемым при разработке моделей торговли с положительным ожиданием. По утверждению приверженцев технического анализа, его полезность при разработке таких моделей обусловлена представлениями о том, что "цена имеет память". Что это означает? Это значит, что когда в 1990 году нефть торговалась по 40$ за баррель, то эта горизонтальная зона сопротивления выступила в качестве сопротивления и в 2003 году (рис. 1). Эта реальность сводит экономистов с ума, потому что, согласно экономической теории, нет абсолютно никакого смысла в том, что в 2003 году наблюдалось давление продаж по нефти по 40$ за баррель, поскольку покупательная способность американского доллара в 2003 году отличалась от его покупательной способности в 1990-м. А вот согласно техническому анализу, распределение по нефти на уровне 40$ за баррель в 2003 имело смысл, поскольку идеально соответствовало утверждению о том, что цена имеет память. Когда мы говорим о памяти цены, то имеем в виду, что трейдеры испытывали боль, радость или сожаление, связанные с ценовым уровнем 40$. Давайте рассмотрим это подробней.
Рис. 1. Квартальный график фьючерса по сырой нефти. Горизонтальное сопротивление на уровне 40$
Цена имеет память, потому что еще в 1990 году группа трейдеров купила нефть по 40$ за баррель. У них были все основания для покупки: Саддам Хуссейн вторгся в Кувейт, мировой спрос на нефтепродукты был сильным и так далее. Однако когда движение цены на нефть споткнулось, то все их основания для покупки испарились и уступили место одной-единственной мысли, которую можно сформулировать в виде мысли: "Пусть она вернется к 40$ за баррель. Я больше никогда не буду торговать нефть". Когда цена снова поднялась до 40$, то этот уровень стал наглядным представлением окончания мучительных переживаний таких трейдеров. Поэтому они создали давление продаж вблизи линии 40$.
Неэффективный рынок
Невероятно, но академики и экономисты с солидным научным опытом выдвинули теорию эффективного рынка без каких-либо статистических доказательств эффективности рынка и вопреки наличию множества свидетельств в пользу обратного. Рынки всегда были неэффективными. Паника, мыльные пузыри и снова паника всегда циклически сменяли друг друга. И так будет всегда. На самом деле, как было сказано, циклическая природа поведения рынка - одна из немногих вещей, на которую трейдеры действительно могут рассчитывать.
Как бы курьезно это ни звучало, согласно гипотезе об эффективных рынках, мыльный пузырь вообще не может возникнуть, потому что рыночная цена всегда находится на правильных, т.е. эффективных, уровнях. Другими словами, по словам этих теоретиков, луковица тюльпана в Голландии, справедливая цена на которую 2 февраля 1637 года составляла 2500 гульденов, 3 февраля 1637 года также имела справедливую цену, когда стоила всего 2 гульдена (это событие известно как тюльпаномания — первый в истории Нового времени биржевой пузырь).
Иррациональные рыночные цены имеют тенденцию становиться еще более иррациональными перед обвалом. В этом заключается суть неэффективного, толстохвостого рынка: Никто не может знать, когда достигается вершина, пока ее достижение не будет подтверждено принтами по более низким ценам. Нужно дождаться подтверждения вершины, чтобы начать продавать, и подтверждения дна, чтобы начать покупать.
Но почему неэффективность рынка важна для нас, трейдеров? Потому что именно эта неэффективность позволяет нам разрабатывать модели торговли с положительным ожиданием. Такое неэффективное поведение рынков приводит к тому, что в статистике называют лептокуртическим (в отличие от нормального) распределением цен на базовые активы (см. рис. 2). Это означает, что цены склонны к возврату к средним значениям больше, чем этого можно было бы ожидать, если бы рынки были эффективными. Когда цена не находится в режиме возврата к среднему, то она имеет большую склонность к трендовому поведению (в статистике такую склонность к трендовому поведению называют толстым хвостом распределения).
Рис. 2. Нормальное и лептокрутическое распределение цен на базовые активы
Из-за того, что рынки демонстрируют лептокрутическое распределение цен, модели торговли с положительным ожиданием можно разбить на две категории:
- Контртрендовые модели, позволяющие заработать на склонности рынка к возврату к среднему.
- Модели следования по тренду, позволяющие воспользоваться теми периодами времени, когда на рынке имеют место толстые хвосты.
Не случайно, что два из трех основных типов технических индикаторов - это осцилляторы, подающие сигналы о том, когда рынки (по крайней мере, временно) являются перекупленными или перепроданными, и индикаторы следования по тренду, такие как скользящие средние, схождение/расхождение скользящих средних, облака Ишимоку и т.п., которые сигнализируют о бычьем или медвежьем трендовом поведении цены.
Не делайте того, что выглядит хорошо
Спекулятивная торговля, на первый взгляд, кажется довольно простой. Рынок может делать только две вещи: находиться в рейндже или двигаться в тренде. Для определения того, какой тип поведения присущ рынку в данный момент, можно использовать индикаторы волатильности. Почему же тогда почти все спекулянты теряют деньги? Это происходит потому, что для успешной торговли нужно постоянно делать то, что психологически не комфортно и кажется неестественным.
Почему психологически не комфортно применять модели торговли, основанные на возврате к среднему? На рис. 3 видно, что в пятницу, 6 марта 2009 года, фьючерс E-Mini S&P 500 не только находился в четком медвежьем тренде, но и установил очередной Low. Но на графике нельзя увидеть, до какой степени рынок был наполнен медвежьими настроениями в тот день. По пятницам, завершив свой ежедневный анализ рынка, большинство трейдеров закрывают торговые терминалы и включают финансовые новости, поскольку они обычно весьма увлекательны. В ту пятницу, сразу же после закрытия рынка, показывали интервью с двумя экспертами. В этой передаче обычно один из экспертов приводит аргументы в пользу бычьего рынка, другой - в пользу медвежьего. И вот, первый аналитик предсказал, что индекс Доу-Джонса пойдет до 5000, а S&P 500 - до 500. Как только слова "пятьсот" слетели с его уст, оппонент тут же возразил: "Да вы с ума сошли". "А вот и аргумент в пользу быков", - подумало большинство зрителей. Затем "медвежий" эксперт принялся в пух и прах разносить по-бычьи настроенного оппонента, утверждая, что индекс Доу-Джонса дойдет даже до 2000, а S&P 500 - до 200. В этот момент в углу экрана было видно, что фьючерс E-Mini S&P закрылся на отметке 687.75. Люди привыкшие обдумывать всю поступающую информацию в тот момент могли предположить следующее: "Если рынок закрывается на 687.75, а аналитик, который настроен по-бычьи, заявляет, что он упадет до 500, значит это, наверное, дно". В 2009 году фондовый рынок достиг дна в пятницу, 6 марта (рис. 4). Трейдер, использующий модель возврата к среднему, всегда должен покупать на таких сильных медвежьих настроениях или продавать на бычьих настроениях, подобных тем, что были в 1630-х годах на рынке тюльпанов или в 2005-м во время пузыря на рынке недвижимости.
Рис. 3. Март 2009. Фьючерс E-Mini S&P 500 делает новый Low, при этом осциллятор RSI показывает перепроданность
Рис. 4. Недельный график фьючерса E-Mini S&P 500. Закрытие под нижней лентой Боллинджера и перепроданность на индикаторе RSI
При любом методе - возврата к среднему или следования по тренду - прибыльной будет та сделка, которую почти невозможно исполнить. Или можно сказать: "Не делайте того, что выглядит хорошо". Если же что-то выглядит ужасно и похоже на гарантированный убыток, то такая сделка будет прибыльной - чаще, чем вы можете себе представить. Если же кажется, что сделка сулит легкие деньги, бегите от нее.