Покупка и продажа – это два фундаментальных типа экономических сделок, на которых зиждется все многообразие финансовых операций. В принципе, любое экономическое действие является производным от покупки или продажи чего-либо. Например, выплата зарплаты рабочим – это оплата покупки их труда компанией, выплату дивидендов акционерам можно считать платой за использование вложенного ими акционерного капитала и так далее. Крупнейшие экономисты мира, такие как, в частности, Адам Смит, считали, что совершение процессов покупки и продажи должно происходить на экономическом рынке без контроля со стороны государства, а также без факта возникновения монопольных организаций. Это обеспечит действие так называемого принципа «Невидимой руки», который посредством совершения покупки или продажи товаров или активов обеспечит стабильность экономического рынка. Рассмотрим значение и формы покупки и продажи.
Значение сделок покупки и продажи, их формы
Условно все сделки покупки или продажи можно разделить на прямые и косвенные. При прямых сделках (неважно, о покупке идет речь или о продаже) наблюдается непосредственное взаимодействие продавца с покупателем, посредники отсутствуют. Косвенные сделки подразумевают наличие одного или нескольких посредников. Посредники необходимы для того, чтобы за единицу времени было продано больше произведенного товара и производство не стояло на месте. Часто мы говорим, что продажа осуществляется через посредничество, но при совершении покупки, оказывается, посредники тоже могут существовать. В качестве универсального примера можно привести брокерские фирмы: и для покупки, и для продажи того или иного актива трейдер подает сигнал брокеру, который эту сделку осуществляет. Брокера можно считать посредником как для операций покупки («Buy»), так и для операций продажи («Sell»).
Еще одной формой покупки или продажи товаров может быть деятельность в форме многоуровневого или сетевого маркетинга. То есть компания-производитель подписывает договор о сотрудничестве с дистрибьюторами, дистрибьюторы изучают продукцию и продают ее потенциальным клиентам, кроме этого они могут подписывать в сеть других дистрибьюторов, которые будут выполнять те же функции. Сетевой маркетинг выгоден тем, что для продажи товаров не нужно открывать множества торговых точек, будет достаточно всего лишь нескольких сервисных пунктов. Потребители будут контактировать с дистрибьюторами и покупать продукцию через них (дистрибьютор – тоже универсальный посредник, помогает компании осуществлять продажу продукции, а потребителю - покупку).
Говоря о значении сделок покупки или продажи товаров, достаточно будет сказать, что все экономическое благосостояние человеческого общества основывается именно на них, именно покупка и продажа позволяют развиваться экономике, а людям – зарабатывать деньги и постоянно повышать качество своей жизни. Экономисты сходятся во мнении, что совершение покупок и продаж – это одни из самых древних форм взаимодействий между людьми, которые корнями уходят в глубокое прошлое.