Статья отражает собой выдержку из работы Холли Белл (университет Аляски).
Высокочастотная торговля (HFT) является одним из подвидов алгоритмической торговли, когда компании прибегают к использованию высокочастотных рыночных баз данных и аналитик в поисках краткосрочных стратегий спроса и предложения на финансовые инструменты, обладающие предсказуемыми поведенческими либо механистическими характеристиками. Часто еще именуемые, как «делающие рынок» HFT-компании, обычно держат свои позиции на рынке меньше минуты. Находясь в бесконечном поиске лучших ордеров на покупку и продажу. Подобные транзакции исчисляются тысячами в день, занимают считанные доли секунд и, зачастую, торгуются с чистым доходом меньше цента на акцию. Таким образом, HTF представляется неким инструментом, содействующим продвижению рыночных сигналов на идеальном с позиции информационной асимметрии рынке.
В настоящее время на всех ведущих мировых биржевых площадках активизировались с новой силой споры о том, стоит ли подвергать сферу высокочастотной торговле воздействия со стороны регулирующих органов. Такие страны, как Франция и Германия уже предприняли ряд значительных шагов по сужению или даже по полному запрету таких операций. Недавно и Комиссия по ценным бумагам и биржам США выпустила специальное регулирующее постановление (“Regulation SCI”), направленное на формализацию и обязательное исполнение для всех участников рынка подготавливаемого уже на протяжении 2 лет комплекса мер, относящегося к проблематике автоматизированной торговли. К счастью для HTF-трейдеров, по словам Андрея Кирилленко, бывшего главного экономиста Комиссии по торговле товарными фьючерсами (CFTC), настоящие попытки, предпринимаемые SEC, направлены на принятие сложившихся практик для принятия последних на федеральном уровне. Поэтому они не призваны в существенной мере сократить активность HFT-торговли на фондовых рынках. Тем не менее, участникам рынка посылается недвусмысленные сигналы о желании регулятора усилить контроль за данным сегментом рынка.
В представленной работе, автором предпринимается попытка проанализировать как скорость распространения информации делает HFT неотъемлемой частью современных рыночных отношений. Затем рассматривается критика HTF (включая такие вопросы, как фактическое образование двухуровневой системы, усиление волатильности, обвалы рынка, влияние HFT на маркет-мейкинг и многочисленные озабоченности по поводу образования т.н. рыночного шума в статистике, поступающей с рынка). Дается ряд рекомендаций по преодолению выявленных упущений.
Финансовые рынки до поры до времени считались идеальными с позиции распространения информации. А все началось с известного постулата Юджина Фама, профессора университета Чикаго, о том, что рынки априори вбирают в себя и учитывают всю имеющуюся информацию. Основополагающая гипотеза эффективности финансового рынка звучит следующим образом: не существует простого правила получения срвехприбыли на рынке, где учтена вся опубликованная и доступная информация. Ю. Фама достаточно точно описал условия, способствующие рыночной эффективности следующим образом: «рынки, на которых сосредоточено довольно большое количество рациональных игроков, стремящихся к максимизации прибыли и активно конкурирующих между собой путем определения будущей стоимости акций компаний содержат всю доступную информацию. А эффективный финансовый рынок с информационной точки зрения – это «такой рынок, где цены полностью отражают всю доступную информацию». HFT-трейдеры как раз и создают тот фундамент, на базе которого формируется пул рациональных, максимизирующих собственную прибыль конкурентов, впитывающих высокочастотную рыночную информацию. На информационно эффективном рынке, HFT представляет собой современный удобный инструментарий анализирования всей имеющейся в данный момент информации для последующего определения цены акций и соответствующего исполнения рыночных ордеров. Когда гипотез об эффективности рынка только была разработана, на рынке информация имела весьма медленное распространение, случавшееся лишь тогда, когда профессиональные инвесторы собирались за своими биржевыми столами и начинали изучать квартальные и годовые отчеты компаний, кропотливо рисуя вручную различного рода графики цен и активности рынка. По сути, HFT выступает современным аналогом описанного процесса, правда уже на больших скоростях и большим объемом данных, анализируемым через различного рода алгоритмы.
Эффективные рынки полагаются на эффективное распределение информации. Как мы понимаем, такая информация существует как внутри, так и вне рынка. Внутри рынка информация заключена в цены и отражает их состояние. Тогда как внешняя информация доступно лишь инсайдеру (одному какому-либо ответственному лицу, вовлеченному в корпоративные дела компании), что впоследствии также находит отражение в цене акций. Микроэкономическая информация сказывается на цене акции относительно цены другой акции, в то время, как макроэкономическая ситуация способна оказать влияние на капитализации всего рынка. А HFT помогает распространять информацию по всему периметру рынка быстро и эффективно. Причем, движения и симметричность как экзогенной, так и эндогенной информации абсолютно не подразумевается. По выражению самого Ю. Фамы, информация «практически свободна». Одним из первых заметных научных вкладов в теорию эффективности рынка внес в 1921 г. американский экономист Фрэнк Тауссинг, который изучал различного рода рыночные дивергенции спроса и предложения на акции в условиях манипулирования информацией, известной ограниченному кругу лиц. В результате его исследования были получены доказательства того, что техническая информация (является ли позиция перепроданной или нет), инскайдерская информация, а также слухи, – все это приводит к дополнительным флуктуациям цены акций, не обусловленных непосредственно спросом и предложением. Другими словами, информация (в т.ч. и ожидаемая рынком) будет оказывать влияние на цены быстрее, чем прогноз спроса и предложения. Частично это происходит из того обстоятельства, что информация не может быть в данный момент представлена всем участникам рынка. Стоит отметить, что асимметрия информации на информационно эффективных рынках далеко не новая гипотеза. То же изменение цены служит прекрасным каналом для передачи информации даже для тех участников, которые в настоящий момент не обладают специфической информацией о той или иной фирме. Исходя из чего, можно сказать о том, что даже сугубо частная информация начинает учитываться в ценах перед тем, как стать новостью. Все же прекрасно понимают, что до того, как информация будет доведена до широких масс населения, она уже будет заложен в рыночные цены. Лауреат Нобелевской премии по экономики, выдающийся американский экономист Пол Самуэльсон однажды даже как-то скаламбурил на этот счет: «рынки настолько информационно эффективны, что к тому моменту времени, когда кто-то из участников рынка ожидает роста цен, они уже вырастут».