В последнее время на нефтяном рынке началось очередное медвежье ралли. Стоимости марки Brent всего за неделю рухнула еще на 10% и вплотную подобралась к еще одному психологическому уровню в 45 долларов за баррель. На сей раз поводом стали сообщения о том, что Ирак отправил в США танкеры с «черным золотом» на 22 млн. баррелей – это чуть больше суточной нормы потребления в Америке. Одновременно с этим, Саудовская Аравия расширяет свое присутствие на европейском рынке – недавно королевство осуществило первую поставку нефти в Польшу, которая кстати является традиционным импортером российских углеводородов. Кроме того, накануне саудиты также распространили свои скидки на нефть также и на Европу. И тем не менее остается непонятным – зачем странам ОПЕК так долго удерживать цену на столь рекордно низком уровне?
Создается ощущение, что Саудовская Аравия начала тотальную войну не только против американских сланцевиков, но и в целом против нефтедобывающих стран, не входящих в картель ОПЕК. Я уже писал исследование на эту, вывод из которого более чем очевиден: реальным фактором давления цены является не профицит предложения на мировом рынке в 2-3 млн. баррелей в сутки, а психологическое давление со стороны саудовской монархии. То есть инвесторов заботит не столько то, что предложение реально превышает спрос, сколько то что ОПЕК готов продавать свою нефть по дешевке. Сейчас уже никто и не заикается не то что о возвращении цен к 100 долларам за баррель даже в очень долгосрочной перспективе, но даже и про 60 долларов мало кто говорит.
Тем не менее стоит отметить два факта. Во-первых, вся эта история кажется очень мутной и вряд ли здесь замешаны только чисто экономические интересы Саудовской Аравии и других стран залива. Скорее всего, саудиты таким образом стараются оказать давление на своего главного конкурента в регионе – Иран. Во-вторых, в целом стратегия Саудовской Аравии по демпингу на мировом рынке начинает приносить плоды – добыча тяжелой и сланцевой нефти (особенно в США) действительно начала сокращаться вслед за падением количества буровых установок. Общая добыча «черного золота» в США со своих пиковых значений в этом году уже упала почти на 600 тыс. баррелей в сутки, и в местном минэнерго прогнозирует спад добычи еще более чем на 100 тыс. баррелей в ноябре.
Исходя из этих фактов можно сделать следующие выводы. Первое – никаких фундаментальных оснований для нефти по 45 долларов нет. Единственным фундаментальным основанием для столь низких цен на энергоносители мог быть только мировой экономический кризис, которого нет. Второе – раз нет фундаментальных факторов давления на цены, значит есть факторы иного рода, а именно – спекулятивные, политические и стратегические. Саудовская Аравия стремиться не просто вытеснить конкурентов с мирового рынка нефти, но и обеспечить себе прочную долю в долгосрочной перспективе. Такая стратегия применялась во второй половине 80-х гг. Тогда нефть рухнула почти в 4 раза – с 35 до 9 долларов, и цены не поднимались выше максимальных отметок вплоть до 2000 года, однако в итоге на определенный промежуток времени ОПЕК действительно обеспечила себе достаточно прочную долю рынка.
Третье – вряд ли можно ожидать, что цены в ближайшие кварталы и даже годы начнут восстанавливаться. Как минимум до конца 2016 года стоимость «черного золота» вряд ли превысит 60 долларов за баррель, а может и вовсе некоторое время оставаться ниже 50 долларов. В связи с этим, в 2016 году ожидается дальнейшее сокращение производства нефти странами, не входящими в объединение ОПЕК. Четвертое – впоследствии все это крайне негативно скажется на балансе спроса и предложения, так как вложения в нефтедобычу уже станут слишком непредсказуемыми и менее выгодными. Уже в середине 2016 года профицит нефти на мировом рынке может смениться дефицитом, правда даже в этом случае надеяться на рост котировок не приходится – как я уже писал выше, основным фактором низких цен сейчас является не фактический баланс спроса и предложения, а спекулятивное давление из-за действий Саудовской Аравии. И наконец пятое – в свете такой динамики цен вряд ли можно ожидать появления новых крупных игроков на рынке, таких как США. Кстати, Канада с ее масштабными запасами нефтяных залежей также вряд ли будет активно участвовать на мировом рынке нефти по текущим ценам.
В итоге можно сделать обобщающий вывод о следующем – в 2016 году можно ожидать сохранение незавидного положения дел в мировой нефтяной отрасли. Из-за низких цен и слабого спроса в ключевых регионах (в частности – в Китае и Еврозоне) надеяться на поддержку со сторону спроса не приходится. В этой связи, цены на нефть в следующем году продолжат колебаться в коридоре 50-60 долларов за баррель, однако сохранение котировок ниже 50 долларов в перспективе свыше 2 кварталов маловероятно, так как это чревато рисками как для производителей, так и для потребителей (хочу напомнить, что себестоимость добычи одной только сланцевой нефти в США превышает в среднем 60 долларов с каждого барреля – с учетом затрат на хранение, транспортировку и реализацию, а всего же до 25% всей мировой нефтедобычи по текущим ценам является нерентабельной).