Потребности хеджирования

хеджированиеХеджирование (от английского hedging - защита, страхование) комплексная система мер по управлению риском на финансовых и товарных рынках с целью ограничения убытков (либо полного их исключения) при неблагоприятной рыночной конъюнктуре.

Основным способом хеджирования является использование специальных финансовых инструментов (производных или деривативов), главным назначением которых является компенсация убытков по базовому активу с помощью открытия торговой позиции противоположной к основной.

Потребность в хеджировании в большинстве случаев возникает тогда, когда для инвестора на финансовом рынке или продавца/покупателя какого-либо товара величина рыночного (кредитного) риска в определенных условиях является неприемлемой. Как правило, необходимость в страховании рыночной позиции в первую очередь возникает там, где присутствует достаточно сильная волатильность рынка, цикличность или сезонность производства. Например: сельскохозяйственная отрасль экономики, добыча и транспортировка сырьевых товаров, банковский и страховой бизнес.

Общая методология определения потребности хеджирования и выбор соответствующей стратегии

В общем случае определение необходимости использования хеджирования строится на конкретных оценках рисков, связанных с определенным рыночным инструментом, видом бизнеса и сроке (периоде) занятой товарной (финансовой) позиции.

Принципиальная схема выбора и формирования стратегии хеджирования может выглядеть следующим образом:

  • исследование, группировка и ранжирование всех потенциальных негативных факторов, способных оказать влияние на бизнес или выбранные инвестиционные инструменты;
  • определение временного периода действия каждого из видов риска и вероятность появления случайного (несистематического) риска;
  • сопоставление периодов действия неблагоприятных условий с циклами экономической деятельности конкретного бизнеса (актива);
  • подбор соответствующих инструментов хеджирования для каждой группы финансовых и товарных активов, а также создание динамической модели хеджирования, развернутой в необходимом временном масштабе;
  • создание окончательного портфеля страховых инструментов и установление системы контроля над исполнением каждым хедж-активом своей функции и задачи.

Практические аспекты принятия решения по выбору стратегии страхования рисков

методология хеджированияВ практике делового оборота используется достаточно много различных инструментов и подходов по созданию моделей и схем страхования рисков. Основные категории элементов стратегии хеджирования в зависимости от типа рынков и необходимости выбора конкретного инструмента делятся на:

Принцип действия: основной актив хеджируется фьючерсным контрактом как на него самого, так и другой подобный, но с противоположной рыночной позицией. Например, поставка нефти хеджируется фьючерсом на нее либо опционом – пут.

Основное достоинство – возможность почти полностью нивелировать убыток и низкая стоимость использования.

Недостаток – короткий период действия производных инструментов, ограничение прибыли на растущем рынке.

  • Базовый актив «спот» + хедж «спот».

Принцип действия: риск по базовому активу на спотовом рынке хеджируется другим товаром (инструментом) на таком же аналогичном, но уже имеющим противоположную рыночную конъюнктуру. Например, пакет акций нефтяных компаний, купленный на бирже в Лондоне за фунты стерлингов, против пакета акций сетевых торговых компании, купленного на Уолл-Стрит за доллары.

Основное достоинство – неограниченный период действия, простота оценки и использования, абсолютная ликвидность.

Основной недостаток – неустойчивость к существенным рыночным изменениям в периоды глобальных экономических кризисов или моментам всплеска волатильности на торговых и финансовых площадках.

Также используется в арбитражных сделках и стратегиях carry trade.

Кроме двух основных элементов общей стратегии хеджирования рисков различной природы и характера существуют многочисленные комбинации этих и других инструментов финансового страхования, выбор которых определяется целями инвестора, масштабностью и характером его бизнеса.

  • хеджирование
  • риски
  • управление риском
  • страхование рисков
  • потребности хеджирования
  • стратегия хеджирования
X

Похожие публикации

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP