Вот уже как второй год подряд российская экономика находится в рецессии, основной причиной которой являются низкие цены на нефть. С середины 2014 года баррель марки Brent обвалился более чем в 3 раза и в моменте достигал стоимости 27 долларов. В результате, только за 2015 год ВВП страны сократился на 3.7%, и по прогнозам Министерства экономического развития в нынешнем году сокращение составит еще 0.8% (при средней стоимости барреля в 40 долларов). Ухудшают положение западные санкции против России. Тем не менее, если проанализировать имеющиеся экономические показатели, то можно отметить существенное снижение зависимости экономики от нефтегазового сектора.
Доходы федерального бюджета теперь в значительно меньшей степени зависят от нефти и газа, хотя пока их доля по-прежнему остается существенной – чуть менее 44% по итогам 2015 года. В то же время, поступления от нефтегазового экспорта в 2016 году должны составить менее 2.4 трлн. рублей или порядка 17% от доходной части бюджета.
Что касается экспорта, то тут ситуация довольно странная. Доля сырой нефти, природного газа и СПГ за январь-ноябрь 2015 года в общем объеме валютных поступлений составила менее 40%, с учетом нефтепродуктов – менее 60%, тогда как еще в 2013 году одна только сырая нефть давала порядка 35% всех валютных поступлений в страну. Что примечательно: несмотря на трехкратное падение цен на нефть, экспорт из России за 2015 год сократился всего 31% по сравнению с 2014 годом. При этом, профицит торгового баланса снизился всего на 23% - до 161 млрд. долларов против 210 млрд. долларов за 2014 год.
Профицит платежного баланса увеличился почти на 13% - до 66 млрд. долларов. В основном это стало возможным благодаря резкому падению импорта и чистому оттоку капитала. По данным ЦБ, импорт за 2015 год рухнул на 37% - до 184 млрд. долларов, а чистый отток капитала сократился почти в 3 раза – до 57 млрд. долларов. Иными словами – обвал нефтяных цен способствовал улучшению показателей платежного баланса, что никак не сочетается с утверждением о нефтяной экономике России. Конечно, это не означает, что нефтегазовый сектор не имеет вообще никакого влияния на экономическую ситуацию в стране, однако слухи о полной зависимости российской экономики от нефти и газа явно преувеличены.
Однако, необходимо посмотреть на конкретные цифры. Итак, по оценкам разных экспертов, убытки России от обвала нефтяных цен за 2014-2017 гг. составят до 400 млрд. долларов, что является примерно 7% от размера номинального ВВП. То есть, за четыре года в целом негативный вклад нефтяного фактора в экономический рост составит 7%. Кроме того, потери от западных санкций за тот же период составят порядка 170 млрд. долларов – или около 3% ВВП. Одновременно с этим, рублевая стоимость нефти начинает снижаться – с начала 2014 года стоимость барреля в российской валюте сократилась почти на 30% и сейчас находится в районе 2600 рублей. Таким образом, даже на внутреннем рынке доходы российских нефтяников начинают сокращаться, что оказывает дополнительное негативное влияние нефтяного фактора на экономику.
Власти долгое время старались компенсировать падение нефтяных цен за счет девальвации национальной валюты – чтобы рублевая стоимость барреля оставалась в комфортном для бюджета коридоре. Однако из-за того, что зависимость бюджета от нефтегазовых доходов была значительно выше, чем зависимость платежного баланса и зависимость экономики в целом, та девальвация которая произошла оказалась избыточной, что и привело к таким парадоксальным процессам – когда экономика сокращается и экспорт падает, но платежный баланс все равно растет.
В заключении проведем небольшой анализ фундаментального влияния низких нефтяных цен на экономику. Резкое падение сырьевых доходов заставило власти и бизнес искать другие источники валютных поступлений. В результате, доля машин и оборудования в структуре экспорта увеличилась почти в 2 раза за последние 2 года и сейчас достигает 7% (в денежном выражении это почти 25 млрд. долларов). Кроме того, сельское хозяйство активно растет несмотря на сокращение внутреннего рынка – в частности, за последние два года рост этого сектора достиг 7.5%. Все это позволило существенно снизить зависимость экономики от импорта, так что у ЦБ появилось больше пространства для маневра в регулировании валютного рынка – можно допускать большее ослабление национальной валюты без увеличения инфляционных ожиданий.
В общем и целом можно сказать, что от падения нефтяных цен для России есть как плюсы, так и минусы. Сейчас минусов, конечно, значительно больше, однако в средне и долгосрочной перспективе экономика от этого только выиграет, так как будет происходить ее структурное изменение в более качественную форму, которая основана на несырьевых секторах.