Большинство инвесторов с трудом разбирается в фундаментальном и техническом анализе, соотношениях цен, процентных ставках и классах активов. Существуют сотни разнообразных параметров, которые могут заставить инвестора прийти к тому или иному заключению. В наш информационный век, чрезмерно большой наплыв данных может приводить к "параличу анализа", еще больше запутывая трейдера. Долгосрочная философия инвестирования требует ясности и отсутствия путаницы. Для того чтобы не вникать в тонкости инвестирования достаточно вложить свои средства в надежный хедж фонд и получать стабильную прибыль.
Ключом к любой хорошей философии инвестирования может служить простота. Если трейдер способен понять идеи, которые он закладывает в философию, и выразить их так, чтобы это могли легко понять и другие, значит, он на правильном пути.
Хорошая стратегия должна выдерживать проверку временем. Она должна основываться на идеях, в которые вы верите, которые вы понимаете и в которых уверены. При наличии веры в стратегию, вы, скорее всего, будете придерживаться ее при любых обстоятельствах. Именно такие стратегии работают лучше всего.
Финансовые рынки, в своем простейшем виде, являются инструментом для измерения настроений участников рынков. График акции - это наглядное представление массовой психологии. Рыночные цены отображают приливы и отливы обобщенного человеческого поведения - циклы страха и жадности. Опыт работы с самыми разнообразными стратегиями инвестирования позволяет выделить три основные концепции, связанные с поведенческими тенденциями участников рынка: ценность, моментум и тренд. Эти три фактора можно использовать для построения мощной инвестиционной стратегии.
Моментум
Моментум - это просто вера в то, что акция или другой актив, проявивший силу в последнее время, будет продолжать оставаться сильным. Поскольку существует множество психологических объяснений существования данного феномена, моментум является поведенческой мечтой инвестора.
Предвзятость в отношении прошлого - инвесторы привыкли смотреть на то, что делал инструмент в недавнем прошлом. Когда появляются новые данные, они находят отражение в цене постепенно.
Стадность - когда цена начинает идти в одном направлении, и настроения участников рынка смещаются, другие инвесторы замечают это и начинают присоединяться.
Предвзятость к подтверждению - инвесторы рассматривают движение цены как подтверждение правильности своих взглядов, что приводит к чрезмерной самоуверенности.
Ценность
В то время, как моментум основан на продолжительных движениях от среднего, ценность - это практически его противоположность. Инвесторы, использующие стратегию ценности, подыскивают активы, которые, как им кажется, недооценены рынком. Это называется аномалией ценности. Каковы причины такой аномалии?
Ценность из благосклонности - растущие акции пользуются благосклонностью участников рынка, а ценные акции становятся недооцененными.
Чрезмерная реакция - люди экстраполируют недавнее прошлое слишком далеко в будущее, т.е. выпуск компанией одного слабого квартального отчета может привести к продаже ее акций.
Неприятие убытков - люди не любят терять деньги. Если актив становится волатильным, и у инвесторов возникает беспокойство, они могут из страха продать такие акции.
Тренд
Лучшее объяснение трендов, которое доводилось встречать, принадлежит Полу Малвени, директору Mulvaney Capital Management:
"Следование тренду вызвано очень широкой интерпретацией мироздания. За этим стоит вера в то, что экономическая система подстраивается под изменения фундаментальных факторов постепенно и в течение длительного периода времени, а также в то, что возникающие в связи с этим тренды заметны повсеместно в человеческой истории и торговле. Изменения политических, экономических и общественных режимов запускают корректировку рыночных цен, которая не происходит мгновенно".
Тренд хотя и имеет некоторую связь с ценностью и моментумом, но является гораздо более широкой характеристикой, присущей всем рынкам. Тренд поможет нам предсказать с большой вероятностью, как люди (и цены) будут вести себя в будущем. Рынки, находящиеся в повышающемся тренде, как правило, менее волатильны, чем падающие. Это происходит потому, что когда люди теряют деньги, их действия диктуются другой частью мозга, чем когда они деньги зарабатывают. Страх и жадность - это две разные эмоции, но если не держать их под контролем, обе они могут приводить к дорогостоящим ошибкам в процессе инвестирования. На тренды можно опираться при поиске возможностей и управлении рисками, связанными с конкретными рынками.
Стив Джобс однажды сказал: "Простое может даваться более тяжело, чем сложное. Чтобы упростить что-то, вы должны упорно работать, очищая свое мышление. Но в конечном итоге, оно того стоит, потому что, когда вы этого достигнете, то сможете свернуть горы". Концепция поведенческого инвестирования сводит все факторы, которые влияют на рыночные цены, к самым базовым человеческим тенденциям. Можно с большей уверенностью полагаться на то, что поведение людей в прошлом будет повторяться и в будущем, чем на предсказательную ценность любых технических или фундаментальных индикаторов рынка. Если вы примете на вооружение эту простую концепцию, то умение сосредоточиться на поведении и исключать шум может послужить основой для очень прочной стратегии инвестирования.