В жаркой пустыне Невада, в городке Спаркс, Илон Маск воплощает свою мечту - он создает нечто особенное, "мастер-план для Tesla". Может быть, это и безрассудно, но Маск поставил все на одно-единственное предприятие, которое будет построено в этом месте - завод под названием Gigafactory.
По занимаемой площади Gigafactory обещает стать самым крупным зданием в мире. Оно настолько огромное, что может вместить 107 полей для американского футбола. В этом здании от двух до четырех этажей, которые будут полностью заняты под производственные нужды. Если все пойдет по плану, то завод будет выпускать аккумуляторные батареи, которые суммарно смогут обеспечить 150 гигаватт-часов энергии в год. Этого количества энергии хватит на полтора миллиона электрокаров Model 3s. К 2018 году Tesla надеется наладить производство батарей в 35 гигаватт-часов в год, что эквивалентно 500 тысячам Model 3s.
По словам своего создателя, то, что будет построено в пустыне, будет выходить за рамки аккумуляторного завода. Забудьте о Model 3: успех Gigafactory имеет первостепенную важность для будущего всей компании Tesla. На него делает решающую ставку Илон Маск, когда говорит о своем плане по спасению мира от последствий изменения климата.
"Мы считаем [завод] своим продуктом. Он сам будет машиной, которая будет строить машины", - сказал Маск. - "В него нужно вложить гораздо больше инженерной мысли, чем в конечный продукт, который будет выпускаться с конвейера".
Бизнесмен признается, что три года назад, когда идея создания Gigafactory только возникла, он считал ее абсурдной. И не только он. Компания Panasonic вкладывает огромные средства в строительство производственных мощностей Gigafactory. У Panasonic в этом прямой интерес: японцы владеют производственными линиями и поставляют комплектующие для аккумуляторных батарей прямо на сборочные линии Tesla.
Исполнительный директор Panasonic Йоши Ямада (Yoshi Yamada) признается, что он поначалу тоже не верил в успех этой затеи:
"Производственная мощность какого-то Gigafactory превысит общий объем производства отрасли? Не Panasonic. Не японских компаний. Не японских, корейских и китайских компаний вместе взятых. Я думал, что это была сумасшедшая идея.
Но это я сошел с ума. И я был неправ".
Сейчас для Panasonic проект строительства производственных мощностей Gigafactory имеет такое же значение, как и для Tesla. Подавляющее большинство батарей для электромобилей производятся в Азии. А это будет первый завод такого типа, построенный не в Азии. Учитывая озабоченность Дональда Трампа фактом снижения роли США на мировом производственном рынке, строительство завода Gigafactory в Неваде можно считать очень своевременным решением.
"Мы действительно хотели внести свой вклад в мировое развитие, это наша задача номер один", - сказал Ямада. - "Второй фактор, которому я придаю значение, заключается в возможности изменить деловые отношения между двумя компаниями. От отношений покупатель-поставщик мы можем перейти к работе в одной команде".
На заводе Gigafactory компании Panasonic принадлежат два этажа производственных линий. А вообще, площади двух компаний разделены полосой на полу. Сырье подвозится к той части, которая относится к Panasonic, затем начинается производственный цикл, и сборка готового аккумулятора заканчивается уже на другом конвейере, принадлежащем Tesla.
"Gigafactory - это самый потрясающий завод в мире" - утверждает Илон Маск. - "Для электромобилей он имеет такое же значение, какое век назад имел для обычного автомобиля конвейер Генри Форда”.
Это версия революционного метода организации производства "точно-в-срок", который внедрила компания Dell на своем заводе по выпуску ПК. Только сейчас данный метод работает на линиях по выпуску электрокаров: производство комплектующих и окончательная сборка готовой продукции находятся под одной крышей. Это позволяет экономить на транспортных расходах и делать скидки в результате снижения рыночной стоимости запасов.
Точно такой же принцип организации работы будет реализован на всех будущих заводах Gigafactory, которые будут строиться по всему миру. Они появятся в Европе, Китае и Индии. А пока Илон Маск строит свои первые производственные мощности такого типа, приобретая опыт и знания, для того чтобы все следующие версии заводов стали еще лучше. В будущем, вероятно, с заводов будут выходить уже готовые автомобили, а не просто аккумуляторные батареи.
С появлением Gigafactory должна значительно снизиться цена за киловатт-час энергии. Аккумуляторы Tesla станут выполнять важную роль в хранении и пополнении запасов энергии в жилых домах, коммерческих и промышленных зданиях. Без строительства завода дальнейшие планы Tesla были бы просто невозможны. Так называемые стационарные аккумуляторные батареи в долгосрочной перспективе станут такой же насущной проблемой, как и электромобили. Есть вероятность, что темпы роста их производства в несколько раз превысят объемы годового производства автомобилей. В данный момент важность стационарного хранения энергии недооценивается. Но совсем скоро ситуация изменится. Сегодня на Gigafactory уже производится сборка аккумуляторов Powerwall и Powerpack .
За последние десять лет Илон Маск отдал много сил двум своим проектам - автомобилям Tesla и космической программе SpaceX. Если говорить образно, Gigafactory является заключительным этапом сборки ракеты Tesla, ее последней проверкой перед взлетом. Теперь есть возможность увидеть, будет ли взлет успешным, или ракета взорвется, спустя несколько секунд после старта.
Однако в отличие от SpaceX, где взрыв одной ракеты можно считать простой неудачей, провал Gigafactory может превратиться в ошибку стоимостью в $5 млрд. Tesla не переживет такого провала. Воплощая свою мечту в жизнь, Маск ставит под угрозу целую компанию.
Илон Маск очень амбициозный человек, который к тому же планирует запустить на Марс пилотируемый космический корабль. До полета человека на Марс еще далеко. А Gigafactory существует уже здесь и сегодня. Идея колонизации другой планеты, безусловно, круче, чем гигантские мощности по производству батарей. Но окончание строительства и запуск в эксплуатацию завода такого масштаба можно тоже сравнить с полетом в космос.
Открыть счет для торговли акциями высокотехнологичных компаний