Грег Шнел (Greg Schnell) - технический аналитик, специализирующийся на межрыночном анализе и анализе товарных рынков. Он живет в Калгари (Канада) и является членом правления Канадского общества технических аналитиков (CSTA), возглавляя его отделение в Калгари. Он также является активным участником Ассоциации технических экспертов рынка (MTA) и Международной федерации технического анализа (IFTA). В 2016 году, Шнел был признан CSTA лучшим техническим блоггером года. С 2012 года он сотрудничает с StockCharts.com, где является старшим техническим аналитиком и оставляет свои комментарии в нескольких блогах. Главная сфера его интересов - взаимосвязь между глобальными рынками акций, облигаций, валют и сырья.
Грег, расскажите нам немного о себе и о том, как вы заинтересовались техническим анализом.
Я изучал геофизику и работал в канадском отделении Royal Dutch Shell в течение 10 лет. Затем я поменял несколько других работ, но одним из самых крупных изменений, которые произошли в моей жизни, стал отъезд моей жены в Европу для работы в Royal Dutch Shell. Таким образом, я остался "на хозяйстве" и должен был присматривать за семьей. У меня появилась возможность посвящать время наблюдению за рынком, и я решил открыть торговый счет и начать инвестировать.
В результате, я вложил деньги в рынок примерно тогда, когда он достиг вершины в 2007 году, не совсем понимая общую картину. Я задал себе вопрос: "Как можно было инвестировать в Apple, Inc. (AAPL) и потерять деньги?" И это произошло сразу же после того, как они представили свой iPhone. В тот момент я решил получить квалификацию сертифицированного технического аналитика рынка и заняться рынками серьезно, углубившись в технический анализ. К счастью, это действительно сработало. А впоследствии я познакомился с Чипом Андерсоном (Chip Anderson) из StockCharts.com. Ему нужен был человек, который бы вел блог о канадских акциях. И вот, я занимаюсь этим в течение последних пяти лет.
Когда вы начинали, был ли у вас наставник или какие-то конкретные книги, которые помогали вам изучать технический анализ?
Я прочел классическую книгу Роберта Эдвардса и Джона Маджи "Технический анализа трендов акций" (Robert Edwards & John Magee Technical Analysis Of Stock Trends). Это была важная для меня книга. Она пробудила во мне интерес к техническому анализу. При прохождении программы сертифицированных технических аналитиков, которую проводит Ассоциации технических экспертов рынка, я получил список книг, о которых никогда раньше не слышал, и которые помогли мне узнать больше. Некоторым такая литература может показаться сухой, но для меня это было как раз то, что я хотел. Я с глубоким интересом прочел эти книги. Было приятно иметь список таких великолепных и полезных книг.
Обладая всеми этими знаниями, вы концентрируетесь на канадских акциях или торгуете действительно глобально?
Очевидно, что американский рынок оказывает глобальное влияние. Поэтому те, кто торгуют на канадском рынке, наблюдают за движением американских акций. Например, наши канадские банки имеют инвестиции в США. Канадские банки составляют треть нашей биржи, поэтому нам важно быть в курсе происходящего на рынках США. Я много торгую на товарных рынках, а нефть и природный газ - это очень "североамериканские товары". Учитывая, что доллар США имеет большое влияние на товарные рынки, даже в Канаде, то нужно действительно понимать, что происходит на рынках США, чтобы успешно торговать на канадских рынках. Так что я уделяю американским рынкам так же много внимания, как и канадским. На обоих, я делаю покупки и продажи каждый месяц.
Одна из особенностей американского рынка, делающая его таким привлекательным, - это многообразие ETF. Каждый сектор очень большой и предлагает множество доступных вариантов, а канадский рынок - намного более ограниченный.
Это правда. Что касается вашего технического анализа, есть ли какие-то конкретные формации, которые вам нравятся?
Особенностью товарных рынков является то, что они торгуются на экстремумах. Они бывают очень перекупленными или перепроданными. Поэтому я часто ищу именно такие ситуации. Я ищу, какие инструменты попали в немилость, а затем смотрю, когда к ним вновь появляется интерес. Допустим, нефть некоторое время росла, а затем, как мне кажется, начинается излом вниз. Мне нравится торговать на экстремумах товарных рынков.
Учитывая, что я живу в Калгари, а этот город держится на сырье, то здесь, на месте, мы гораздо лучше чувствуем обратную связь от товарных рынков. Мы чувствуем, как идут дела в экономике, как идут дела у соседей, какие рабочие места заполняются, и какие компании попадают в новости. Это действительно помогает нам понимать сделки по нефти и газу и, в какой-то степени, - в добывающей отрасли. Это важные элементы. Но я, в основном, торгую по формациям, поэтому люблю видеть пробои технических фигур, выход цены из базы, пробой треугольников и вымпелов и т. п..
Я также хочу видеть, что моя акция сейчас - одна из самых сильных на рынке. А если нет, то зачем я в ней? Я также хочу видеть точки экстремума, то есть когда акция, которая была слабой, вдруг неожиданно начинает вести себя лучше. Наблюдение за такими вещами помогает понимать, что происходит на экстремуме - на вершине или на дне. Большинство пробоев фигур происходит вблизи уровня 75%, после чего акция становится сильнее рынка. Это означает, что ее относительная сила возрастает, и в нее начинают приходить институционалы. Я смотрю на моментум относительной силы, чтобы находить те акции, которые могут отбирать институционалы.
Вы сказали, что ищете экстремумы, и я сначала подумал, что ваша торговля построена на движении против тренда. Но то, что вы рассказали дальше, не похоже на торговлю против тренда. Как бы вы сами охарактеризовали то, что делаете?
Все верно, я больше полагаюсь на осведомленность. Например, недавно все считали, что доллар США будет расти. Мне кажется, что ему есть, куда идти выше, может быть, еще пару месяцев. Но он находился на крупном экстремуме. Зная это, легче торговать на товарных рынках. Я бы не назвал это торговлей против тренда. Я бы назвал это высматриванием экстремумов. Я действительно не хочу торговать против толпы. Я предпочитаю дождаться движения. На этом я и концентрирую внимание.
Учитывая, что вы сосредоточены на поиске экстремумов, сколько сделок, в среднем, вы совершаете в месяц?
Зависит от поведения рынка, но это где-то около пятидесяти сделок в месяц. Я, конечно же, свинговый трейдер. Стараюсь брать движения продолжительностью две-три недели. Некоторые позиции я держал по 6-8 месяцев, но это те, которые ходили медленно. Я держал их из-за хорошей доходности или из-за хорошего поведения цены. Если доходность по ним накапливается, я вполне могу оставить их в портфеле. Но я люблю более короткую торговлю, чтобы забирать более быстрые движения, в пределах нескольких дней.
На какие параметры вы обращаете внимание, помимо технических индикаторов? Вы учитываете какие-то макроэкономические показатели?
Я не использую ВВП, индекс потребительских цен и все такое. Но я, например, люблю следить за тем, как ведет себя доллар США по отношению к другим семи валютам, входящим в индекс доллара. Я смотрю на канадский доллар, австралийский доллар, евро, японскую иену, британский фунт и швейцарский франк. Таким образом, я слежу за тем, что происходит во всем мире, но инвестирую локально. Применительно к рынку акций и товарным рынкам, я слежу за группой стран - Канада, Россия, Австралия и Бразилия. Начинается ли на них одновременное движение? Начинают ли они все падать?
Открыв сделку на основании параметров, за которыми вы следите, как вы ею управляете?
Я обычно стараюсь находить такие вещи, как базы длительностью один месяц или что-то относительно краткосрочное. Если это экстремум, я просто слежу, чтобы сформировалась база, а затем ищу торговый сигнал в виде пробоя с выходом из базы. Я не обращаю внимания на новости. Вместо этого, стараюсь сосредоточиться на поведении цены и на том, как ведет себя конкретная группа. Мне нравится следить за группами индустрий, или секторами. Например, в январе я наблюдал за акциями химических и урановых компаний. Они формировались с ноября, поэтому у меня были сделки по урану в ноябре, декабре и январе, просто потому, что я видел там хорошую торговую формацию. Это было на экстремуме, а когда такое происходит, можно увидеть, как начинает двигаться остальная часть группы.
Похоже, у вас есть системы, которые хорошо работают в вашем случае. Когда вы начали торговать?
Это было в 2007-м, когда я потерял деньги в AAPL. Так что, можно сказать, что прошло уже 10 лет. Но именно это направило меня на путь технического анализа.
Расскажите о том, что помогало вам становиться лучшим трейдером.
О, да. Я многому научился, совершая моментумные сделки. Сейчас такие - в акциях, связанных с марихуаной. Тогда, в 2011-м, моментумными были акции компаний, занимающихся редкоземельными металлами. В начале моей карьеры, у меня была акция компании под названием Global Thermoelectric - она занималась топливными элементами. Ballard Power Systems в то время доходила до 100$, а сейчас она стоит 1$ или 2$. Я запрыгивал в акции на основании эмоций и в зависимости от того, что хорошо работало в тот период времени.
Иногда кажется, что акция будет расти бесконечно, а потом понимаешь, что ты был в ней последним покупателем. Так что, да - возможность учиться у опытных трейдеров торговать моментумными акциями помогла мне стать лучшим трейдером. Марихуана сейчас - отличный пример, потому что о ней каждый день говорят в новостях. Фактически, компании, связанные с марихуаной, гастролируют по миру, чтобы собрать деньги за акции, и масса людей, которым немного за тридцать, начинает инвестировать в них, потому что марихуана - это очередной большой бум. Мне это напоминает начало 2000-х, когда я торговал акциями по топливным элементам.
Как же вы преодолели эту эмоциональную торговлю?
Мне нравится искать темы и соблюдать диверсификацию внутри темы. Я беру 3-4 акции по каждой теме (сектору), а не одну. Часть моего портфеля отведена под более долгосрочные инвестиции, чтобы получать доход от роста. Это позволяет поддерживать в портфеле определенный поток доходов. Я стараюсь размещать капитал в секторе, используя разные активы, такие как акции и ETF. Мне нравится покупать акции, в которых наблюдается повышение относительной силы, чтобы у них был определенный инвестиционный моментум, когда я вхожу.
Как вы готовитесь к торговому дню?
Как правило, я ищу данные о закрытии дня в акциях, которые собираюсь торговать. Подобные данные я называю это "реакцией на новости дня". Моя работа в офисе заканчивается позже, чем закрывается рынок. Мне так больше нравится, поскольку в моем часовом поясе рынок открывается в 7:30, это очень рано. Я обычно приезжаю в офис в 7:15, чтобы успеть к открытию; но я не придерживаюсь этого расписания фанатично. Ведь я не дейтрейдер. Я не стремлюсь впрыгнуть в какую-то позицию сразу после открытия рынка.
Вы больше внимания уделяете времени после закрытия, чтобы посмотреть, как вел себя рынок, и предположить, как он будет вести себя на следующий день? А что, если после закрытия происходит какое-то значительное событие, такое как голосование по Брексит или выборы Президента США? Когда такое случается, вы встаете пораньше, чтобы посмотреть, как откроется рынок?
Да. В одной из своих статей, опубликованных в 2016 году, я говорил о том. как практически каждое резкое движение рынка величиной более 500 пунктов по Dow Jones Industrial Average (DJIA) в том году давало прекрасный сигнал на покупку этого индекса. Поэтому, когда DJIA падает на 500, 600 или 800 пунктов, то это - если и не самое правильное время для покупки, то очень близкое к нему.
Такие экстремальные дни - лучшая возможность для покупки. Такие дни не похожи на те, когда у всех уже есть значительная эйфория. Чтобы дать рынку толчок в определенном направлении, нужен перепад настроения. Одна из вещей, которые мне нравятся на дне, это то, что дно, как правило, формируется более агрессивно, чем вершина, поэтому его немного легче найти.
Под "агрессивно" вы имеете в виду, что на дне больше волатильности?
Приведу пример: после оглашения результатов выборов Президента США рынок обвалился примерно на 1000 пунктов за ночь, а к утру он уже вернулся во флэт. Каждый раз, когда DJIA ходит 1000 пунктов, - это практически идеальная возможность для всех алгоритмических трейдеров, потому что они могут поймать все движение в обратном направлении. Я ищу такие экстремальные ситуации на рынке. Если есть движение на 1000 пунктов в DJIA или более крупное на другом индексе, - это важная подсказка.
Вы упомянули об алгоритмической торговле. Интересно было бы услышать ваше мнение о том, действительно ли она оказывает влияние на рынок.
Я бы не сказал, что она оказывает большое влияние на рынок, но я считаю, что она способствует повышению ликвидности. Возможно, в день большого падения алгоритмические трейдеры не добавят много ликвидности, но в обычный день, они действительно улучшают ее. Это облегчает трейдерам вход и выход из рынка.
Поэтому я считаю, что алгоритмические трейдеры полезны для рынка. Я ищу более крупные движения, чем внутридневные. Я просто не могу торговать с такой же скоростью, как алгоритмические трейдеры - я слишком далеко нахожусь, у меня нет компьютерных систем, и у меня нет такой сноровки. Я больше смотрю на технические формации на дневных или недельных графиках. Я не ищу фигуры на 60-минутном графике.
Вы сказали, что смотрите на дневной и недельный графики. Перед тем, как принять решение, вы смотрите на разные таймфреймы?
Во многих случаях - да. У меня обычно открыты месячный, недельный и дневной графики. Я провожу большой анализ на истории, чтобы понять, где в акции, валютной паре или другом инструменте ключевые уровни. Затем я перехожу к более локальному таймфрейму, то есть к дневному графику. После этого я жду момента когда индикаторы достигнут экстремума.
Например, не так давно RSI по евро находился в самом низу, в районе 30, как на месячном, так и на недельном и дневном графиках. Для выхода из такого экстремума требуется время. Это может занять пару месяцев или даже больше. Посмотрим, как это сработает, но на данный момент я все же думаю, что евро находится на важном экстремуме и, вероятно, должен отстояться, прежде чем сможет пойти еще ниже или развернуться для значительного движения вверх.
Вы, должно быть, встречали людей, желающих научиться торговать или использовать в своей торговле графики. Какие заблуждения есть у трейдеров в отношении торговли?
Я вхожу в состав совета директоров Канадского общества технических аналитиков (CSTA) и возглавляю их филиал в Калгари. Мы регулярно проводим ежемесячные собрания, на которых постоянно затрагивается вопрос понимания экстремумов рынка. Не так давно, у нас состоялось собрание, на котором присутствовало много людей, ориентированных на акции по марихуане. Не думаю, что они осознают, что отчеты таких компаний появятся только через годы. Но их это уже побуждает к действию. Одна из лучших канадских акций по марихуане прошла примерно 40% за один день - в обоих направлениях. Это экстремальное движение; тем не менее, оно кажется привлекательным многим начинающим инвесторам. Они не понимают, что обычно, когда есть такое экстремальное движение, то вы играете уже не на рынке акций, а в казино, и институционалы редко будут вкладывать сюда деньги.
Похоже, что начинающие инвесторы не понимают, что когда акция становится волатильной, это определенный сигнал. Когда цена ходит 10% или 20% за день, это не нормально. После такого следует ожидать какого-то изменения в поведении акционеров. Либо волатильность настолько велика, что портфельные управляющие больше не хотят держать эту акцию, либо они захотят сократить свои позиции, чтобы снизить волатильность акции. Это окажет давление на акцию, а большинство розничных инвесторов воспримут это как признак хороших перемен. Как правило, все как раз наоборот.
Одна из главных вещей, которым я научился за прошедшие 10 лет, - это понимание того, что, когда все действительно настроены по-бычьи, нужно быть более осторожным. А когда все ненавидят рынок, нужно быть более оптимистичным и постараться найти ценность. Январь 2016-го представляет собой отличный пример рынка, находящегося под сильным давлением, когда все были настроены очень по-медвежьи. Тем не менее, он стал десятым месяцем движения от Low. Часто можно услышать, как инвесторы говорят: "Я уже 10 лет не был так по-бычьи настроен. Все прекрасно!" Но это не означает, что рынок пойдет выше. Прежде чем пойти выше, он может потребовать, чтобы энтузиазм немного поубавился. Но это должно послужить сигналом опасности. Это не означает, что все должны шортить рынок или бояться его. Но это означает, что нужно с гораздо большим вниманием ожидать хороший торговый сигнал.