Три основных тренда российского рынка как бы подсказывают, какие сегменты нужно развивать для того, чтобы инвестору стало комфортно работать с отдельными акциями и облигациями, а не с фьючерсом на индекс.
Причины кризиса в российской банковской отрасли намного шире, чем просто санкции. Кризис в России – это надолго. Санкции только ускорят развитие трёх основных тенденций фондового сектора с точки зрения потоков капитала, соотношения спроса и предложения на ценные бумаги и регулирования российского рынка акций.
Потоки капитала
Первый тренд – перенаправление потоков капитала из энергетики и финансов в защитные активы (медицина, авиакомпании, IT) и импортозамещение (машиностроение и сельское хозяйство). Приход клиринговых компаний Euroclear и Clearstream упрощает покупку новых российских бумаг в этих отраслях. Особое значение получает изучение возможных объектов для вложений в областях, популярных у иностранных инвесторов, например, в исследованиях лекарств от рака или в стерилизации зерна радиацией. Исследование стартапов через помощь им в определении потребностей в финансировании позволит любому брокерскому дому зацепиться за то, что никто за границей не делал. За счёт высоких технологий и энергетики европейский рынок размещений вырос за год втрое, несмотря на нежелание рисковать. Мы же заметно подотстали. Крупные банки слишком вялые, а брокерские дома ощущают пределы роста, заданные величиной активов: кто не ищет стартапы потому, что слишком мал (например, представляющие брокеры – зачем им стартапы), а кто не ищет из-за того, что велик и пресыщен (речь идёт о крупных конторах, таких как Финам). К счастью, у ряда инвестиционных фондов сохраняется интерес к российским проектам во многих областях.
Падение спроса
Второй тренд – снижение спроса на акции основных эмитентов и расширение их потребностей в (ре)финансировании. На рынках Ближнего Востока и Восточной Азии нашим нефтегазовым и энергетическим холдингам будет тесновато, на Европу и США рассчитывать не приходится. Выход видится в развитии рынка внутренних заимствований, как в Японии, и привлечении сюда инвесторов из Абу-Даби (ADIA), Китая (SAFE Investments), Сингапура (GIC). С точки зрения этих инвесторов, главное – понять, чем нефтяники гарантируют выдачу кредитов, взятых на российском рынке, и как сетевые компании застрахованы от повышения цен в условиях долгосрочного планирования затрат на ремонт (RAB). Но развития в этом направлении пока тоже не происходит.
Где найти клиентов?
Третий тренд – повышение требований к брокерам при наличии в России потенциальных крупных индивидуальных клиентов (HVC). Переведённые из оффшоров деньги временно бездействуют. Причина – отсутствие доверия к рынку, к макроэкономике в целом. Ускорить размещения электросетевых и нефтегазовых компаний можно двумя способами. Первый - через выпуск интересных продуктов. Это могут быть комбинации конвертируемых займов с довыпусками акций, структурное сочетание опционов и депозитов, долги с основной суммой в падающей валюте и купоном в растущей. Второй способ – через развитие сервиса. Больше трёх четвертей размещений покупают институционалы. Но хеджирование цен на нефть и золото и особенно обмен валюты интересен и крупным частным клиентам. В сфере электронной торговли хедж-фонд вполне в состоянии переманить HVC у форекса и бездействующих банков с их господдержкой депозитов за счёт новых инвестпродуктов и разработки программного обеспечения, совмещающего личные финансы и инвестиции на рынках капитала. Основные сегменты, которые нужно развивать на российском рынке акций, - это:
- объяснение инвесторам возможных перспектив ключевых корпоративных клиентов – через аналитику и исследования sell-side,
- взращивание корпоративных заёмщиков до эмитентов акций и облигаций (через микроэкономическое исследование предприятия и подготовку размещений),
- сложные инвестиционные продукты, заточенные под отдельного инвестора, и простое программное обеспечение, совмещающее личные финансы и инвестиции.
В России эти сегменты не развиты, поэтому пока что лучше торговать фьючерсами на индекс РТС Forts, чем другими ценными бумагами на Московской бирже.