Стратегия горизонтальной диверсификации

горизонтальная диверсификация

Диверсификация рисков – это одна из главных задач не только для инвесторов и трейдеров, но и для компаний-эмитентов, которые осуществляют выпуск ценных бумаг. Так, для повышения своей инвестиционной привлекательности, защиты от рисков и увеличения прибыли применяется стратегия горизонтальной диверсификации. Давайте поговорим о ней более подробно.

Рано или поздно у любого предприятия наступает кризисный момент, когда выпуск определенного продукта в собственной рыночной нише уже не приносит ожидаемого дохода. Снижается стоимость акций, возникают проблемы с выплатами процентов, уходят старые инвесторы, а новые не торопятся входить в убыточный рынок. В такой ситуации компания вынуждена искать новые возможности для роста.

В сфере бизнеса горизонтальная диверсификация представляет собой мощную стратегию, с помощью которой можно существенно изменить направление деятельности компании, и ее ассортимент.

В чем ее суть?

Данный вид стратегии подразумевает пересмотр и расширение ассортимента продукции компании-эмитента. Естественно, это не происходит просто так – руководители вынуждены задумываться об освоении и внедрении новых технологий производства. При этом продажа новой партии товара осуществляется уже через сформированную и налаженную за годы работы сбытовую сеть. В такой ситуации база клиентов и поставщиков не меняется – все остается по-старому, за исключением самой продукции. Таким образом, можно внедрять в жизнь самые различные идеи, но суть стратегии остается неизменной – ведется разработка нового товара и работа с постоянными партнерами.

Применение этого метода позволяет компании занять новую рыночную нишу или даже замахнуться на большее – покорение международной арены. При этом можно продавать, как старый, так и новый товар, работая параллельно с двумя линиями производства. Это сложно, но открывает для компании новые перспективы.

Особенности стратегии

В стратегии горизонтальной диверсификации можно выделить два основных вида – создание новой продукции (на существующем оборудовании) или же попытка проникнуть на новый рынок. Первый вид – инновационная стратегия, а второй – диверсификационная стратегия. Хотелось бы отметить, что эффективности можно ожидать при следующих сценариях:

- компания выставляет на рынок по-настоящему интересный, инновационный продукт;

- создается так называемая «псевдоинновация»;

- на рынок выпускается товар, который уже есть на рынке и выпускается конкурентами. стратегия горизонтальной диверсификации

Что такое псевдоинновация? Здесь речь идет о старой продукции, которая была доработана и выпущена на рынок, но уже в новой форме. Что касается третьего пункта (выпуска продукции, как у конкурента), то здесь работают принцип «чем я хуже». Компания прибегает к данному методу, когда нет возможности разработать что-то кардинально новое, а отставать для конкурентов критично для собственного бюджета.

Основные риски

Следование стратегии диверсификации неизбежно связано с рисками, которые нельзя игнорировать. И основная опасность здесь – инвестиционная (это логично). В случае с горизонтальной диверсификацией компания вынуждена вкладывать дополнительные средства для запуска второй линии производства нового или усовершенствованного товара. При этом всегда есть опасность остаться без большей части дохода или заемного капитала, полученного на закупку нового оборудования. Руководители вынуждены выделять деньги на внедрение новых технологий, рекламу и реализацию новой продукции. Если потенциальные потребители оценят новый товар по достоинству, то полученная прибыль с лихвой перекроет все имеющиеся затраты. А если нет?

К примеру, руководитель завода по производству тротуарной плитки решил расширить производство и начать выпуск качественного кирпича. Для решения задачи ему придется выполнить целый ряд промежуточных задач – обучить персонал, приобрести необходимую технику, запустить новый технологический процесс. Но так сложилось, что существующим покупателям была нужна только тротуарная плитка, а кирпич – нет. В итоге – старые потребители отказались от покупки нового товара. Результат – дополнительные затраты на рекламную компанию, привлечение новых потребителей, освоение рынка сбыта и прочие затраты. Все это - большая работа, которая не всегда окупается.

Следовательно, руководитель должен быть на 100% уверен в нужности новой продукции. Каждый шаг необходимо просчитать, а дополнительные затраты предусмотреть по максимуму, чтобы не столкнуться с острой нехваткой средств на наиболее ответственном этапе. Если все сделать правильно, то можно не только остаться в старой «ячейке», но и закрепиться в новом, более перспективном направлении.

Берем на «абордаж» новые рынки

особенности горизонтальной диверсификации

Иногда предприятие решается на кардинальные изменения в сфере деятельности. В предыдущем примере руководитель компании остался в строительной сфере, изменился лишь товар. Но в стратегии горизонтальной диверсификации порой возможны и более серьезные перемены. В частности, компания может заняться освоением нового рынка сбыта, дабы не зависеть только от одного направления. Но такой путь развития связан с еще большими рисками и более весомыми затратами.

В чем суть такой диверсификации? Здесь изменения более серьезные. К примеру, компания всю время своего существования выпускала бытовую химию, но решила наладить выпуск одноразовых станков для бритья. Почему бы и нет? Но здесь важно добиться, чтобы рынок принял новую продукцию. В случае просчета компания выбросит деньги на «ветер» и останется ни с чем. Придется все делать заново – налаживать производство, формировать базу клиентов, находить рынки сбыта и так далее. Это время и деньги.

Выводы

Горизонтальная диверсификация – это порой единственный шанс для компании выбраться из проблем, начать зарабатывать и наконец-то поднять собственную привлекательность в глазах потенциального инвестора.

  • Горизонтальная диверсификация
  • стратегия горизонтальной диверсификации
  • выпуск ценных бумаг
  • диверсификация
  • вид сратегии
  • риски
X

Похожие публикации

Комментарии (6)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP