Основная часть сырой нефти, проходящей по строящемуся в северной части Мексиканского залива в США нефтепроводу Keystone XL, вероятнее всего, будет экспортироваться. Этот факт порождает все новые дебаты вокруг вопроса о необходимости строительства нефтепровода и его соответствии национальным интересам США.
Нефтепровод Keystone XL должен поставлять нефть из канадской Альберты через территорию США на нефтеперерабатывающие заводы Мексиканского залива, которые на данный момент в основном экспортируют нефтепродукты, а не поставляют их для внутреннего рынка США.
Приверженцы строительства утверждают, что экспорт принесет экономике США пользу в виде новых рабочих мест на нефтеперерабатывающих заводах и покрытия дефицита торгового баланса. Оппоненты же делают ударение на том, что изначально перед нефтепроводом ставились совершенно иные задачи: поставка канадской нефти должна была укрепить энергетическую безопасность страны и заменить поставки из других регионов мира.
Некоммерческая организация Oil Change International, вступающая против строительства нефтепровода, в четверг опубликовала новые данные, свидетельствующие о том, что нефтеперерабатывающие заводы, расположенные возле Техасского побережья, превратились в основных экспортеров очищенных нефтепродуктов. В 2012 году эти заводы экспортировали более 60% произведенного бензина, 40% дизельного топлива и 95% нефтяного кокса. «Эти ребята очень хорошо подстроились под экспортный тренд, и есть все основания полагать, что тенденция будет усиливаться», — говорит Стефан Кретцман, исполнительный директор Oil Change International.
Сами нефтеперерабатывающие заводы не отрицают, что большая часть произведенной продукции идет на экспорт, и не видят никаких оснований опасаться этого. «Мексиканский залив имеет широкие возможности для переработки нефти, однако сталкивается с недостаточным спросом внутри страны. Экспорт будет продолжаться независимо от того, реализуется проект Keystone XL или нет. Экспорт — полезная вещь: он увеличивает коэффициент использования оборудования, создает новые рабочие места и покрывает дефицит торгового баланса»», — отмечает Билл Дей, представитель компании Valero Energy (NYSE: VLO), крупной нефтеперерабатывающей компании, недавно построившей новый завод в Порт-Артуре, штат Техас.
Когда проект строительства нефтепровода Keystone XL был впервые предложен в 2007 году, США столкнулись с резким ростом спроса на горючее, и, казалось, внутренние поставки нефтепродуктов не способны удовлетворить его. Хал Квисл, гендиректор TransCanada — компании, ответственной за строительство Keystone XL — сказал тогда, что нефтепровод «свяжет увеличение поставок сырой нефти с ростом спроса на нефтепродукты в Северной Америке».
С тех пор объем производства нефтепродуктов в США вырос, в то время как потребление намного снизилось. В результате нефтеперерабатывающие заводы вынуждены продавать свою продукцию за границу, в основном страны Латинской Америки. Объем американского экспорта нефтепродуктов утроился с 2005 года, и начиная с 2011 года США стали чистым экспортером.
Летом 2013 года администрация президента Барака Обамы должна принять окончательное решение по поводу дальнейшей судьбы нефтепровода, которое станет символическим моментом в энергетической политике США. Решение будет зависеть от того, отвечает ли проект, по мнению администрации, национальным интересам США. Оппоненты строительства оперируют понятиями экологических рисков и говорят, что в случае, если основная часть нефтепродуктов будет экспортироваться, американцы будут в проигрыше.
«Конечно, если национальные интересы состоят в том, чтобы Valero Energy заработала больше денег, тогда нужно утвердить строительство Keystone. Но я не думаю, что это правильное определение национальных интересов», — остро критикует проект Стефан Кретцман из Oil Change International.