22 января в Европе состоялось поистине историческое событие – ЕЦБ объявил о запуске программы количественного смягчения. Объем этой программы составляет 60 млрд. евро, срок действия – с марта 2015 года по сентябрь 2016 года. Таким образом, менее чем за 2 года европейский регулятор внесет в финансовую систему 1.1 трлн. евро. Как отмечалось в предыдущей статье, это крайне негативно отразилось на курсе евровалюты. http://utmagazine.ru/posts/6082-novaya-rynochnaya-realnost-evro
В результате, пара EURUSD обвалилась ниже отметки 1.1450 – минимальный уровень c лета 2003 года. Событие это было в целом ожидаемо рынком и поэтому просадка была сравнительно небольшая – в пределах 1.25%. Но гораздо более важны фундаментальные последствия данного шага со стороны ЕЦБ.
Опять же как отмечалось в предыдущей статье, эта мера создаст фактически новую рыночную реальность для европейской валюты. Если еще в конце прошлого года среднесрочный справедливый курс евро к доллару составлял примерно 1.3000, то теперь этот курс сдвинулся ниже уровня 1.2000. Иными словами – реальный эффективный курс евро к доллару ослабел на 8%.
Кстати говоря, значительную прибыль от этой программы получит также и Россия за счет притока дешевой финансовой ликвидности из Еврозоны, особенно с учетом того, что российские активы стоят сейчас очень дешевы и крайне привлекательны, а на фондовом рынке формируется среднесрочный восходящий тренд. Приток может составить порядка 50-60 млрд. евро (около 5% нынешнего ВВП России), что значительно поддержит как фондовый рынок, так и курс рубля.
Опять же что касается России, то значительное негативное влияние на европейскую экономику оказывают и антироссийские санкции, в особенности против финансового сектора (российские банки являлись до украинского кризиса крупными заемщиками на европейском рынке капитала). Поэтому во многом эта программа количественно смягчения позволит нивелировать негативный эффект от этих санкций.
Теперь важно понять, собственно какие дальнейшие последствия для евро несут действия ЕЦБ. Чтобы это понять, необходимо провести небольшой макроэкономический анализ. Итак, объем программы ЕЦБ – 1.1 трлн. евро, объем ВВП Еврозоны по состоянию на 2014 год – порядка 13 трлн. евро. То есть, иными словами – в европейскую экономику будет влито порядка 9% от ВВП. Таким образом, уже на ожиданиях запуска этой программы, большая ее часть уже была отыграна рынком и заложена в текущие котировки.
Таким образом, учитывая, что курс евро уже находится на 12 летних минимумах по отношению к доллару США, можно сделать вывод, что сильного падения курса евро в дальнейшем ожидать не стоит. По крайне мере это касается текущего года. Ожидать паритета в паре с долларом вряд ли стоит, поскольку это крайне невыгодно США, поскольку при взаимной торговле Европа получает большую выгоду за счет более конкурентоспособной цены своих товаров. Поэтому в данном случае ФРС скорее ослабит американскую валюту, чем позволит установиться паритету с евро уже в текущем году.
При этом, учитывая и так уже крайне высокую долговую нагрузку многих европейских стран, дополнительная инъекция ликвидности может значительно увеличить долговой пузырь. Это, в свою очередь, создает риски захлестывания долгового кризиса во всей зоне евро. А учитывая печальный опыт Греции, долговой кризис вполне может перейти в полномасштабный экономический с дестабилизацией макроэкономической ситуации и всеми соответствующими последствиями.
Исходя из этого, в 2016 году ситуация может поменяться, поскольку эта программа еще будет продолжаться, а выход из затяжной рецессии, как показывает опыт США, от подобных стимулов может начаться лишь спустя 10-12 кварталов. Поэтому в случае, если признаков улучшения ситуации в европейской экономике на тот момент времени наблюдаться не будет, вполне вероятно достижение отметки 1.0000 в паре EURUSD уже в 1 квартале 2016 года.
В итоге, если сделать общий вывод всему вышесказанному можно отметить, что количественное смягчение, как показывает многолетний опыт Японии, США и других стран являются лишь временным решением проблемы стагнации экономики или дефляционных процессов. Поэтому совершенно очевидно, что без структурных изменений в экономике Еврозоны в дальнейшем, уже после завершения программы количественного смягчения, добиться устойчивого и стабильного роста и целевой инфляции не удастся.