22 января, может состояться поистине историческое событие. А именно – ЕЦБ проведет свое очередное заседание, но не совсем рядовое. На нем, как ожидается, регулятор запустит европейский аналог количественного смягчения. По сообщениям СМИ, объем может составить до 50 млрд. евро каждый месяц вплоть до конца 2016 года. Таким образом, общий объем программы достигнет 1.2 трлн. евро – это почти на 30% больше последней аналогичной программы ФРС.
Каковы последствия? Если учитывать, что евро против доллара сейчас и так уже находится на минимальных отметках с 2003 года, а ситуация в европейской экономике еще очень далека от нормализации, можно ожидать крайне негативной реакции валютного рынка на курс евро. Не исключено, что котировки могут опуститься до минимумов конца 2002 года.
Тем не менее, нынешние котировки уже во многом учитывают сценарий запуска европейского QE. Девальвация евро к доллару в целом за 2014 год составила почти 20% - с 1.4000 в начале года до 1.1800 к концу года. При этом стоит отметить, что еще летом Марио Драги заявил о решимости ЕЦБ преодолеть надвигающуюся депрессию – именно тогда собственно и начался тренд на ослабление позиций европейской валюты.
Таким образом, поскольку разговоры о европейском QE ходят уже как полгода, вряд ли можно ожидать, что их формальный запуск окажет радикальное воздействие на котировки евро. Ведь как говорится в старом биржевом изречении «покупай на слухах продавай на фактах». Фактически рыночные тренды сейчас формируют не формально произошедшие события, а ожидания, что эти события исполнятся.
И тем не менее, главная интрига грядущего заседания не в формальном запуске QE как такового, а в его объемах. Изначально предполагался сравнительно умеренный объем вливаний – порядка 500 млрд. евро. Затем были данные, что европейский станок напечатает до 650 млрд. евро. Однако теперь и вовсе утверждается, что ЕЦБ планирует печатать ежемесячно по 50 млрд. евро в течение 2 лет. Таким образом, общий объем этой программы может достичь 1.2 трлн. евро.
В этом случае можно будет ожидать серьезного давления на курс пары EURUSD. При существенном снижении курса евро, европейская экономика может получить кроме выгод от стимулирования экспорта еще и негативные последствия, которые в первую очередь касаются роста стоимости импортных энергоносителей. Таким образом, Еврозона фактически лишит себя выгод от экстремально низких цен на мировом рынке.
Можно провести аналогии с американским QE, чтобы сравнить масштабы будущих потерь евро. Первый раунд количественного смягчения был запущен ФРС в 2010 году, почти сразу после кризиса на фоне вялого восстановления американской экономики. Ее объем составил более 1.5 трлн. долларов. В результате, пара EURUSD всего за три месяца подскочила сразу почти на 20% - до 1.5000.
Второй раунд программы запустили в июне 2011 года. На этот раз объем программы был на порядок меньше – порядка 600 млрд. долларов. EURUSD по итогам этого раунда как ни странно просел на 15% и за 4 месяца опустился ниже психологически важной отметки 1.3000. Но основной причиной этого были долговые неурядицы в Еврозоне.
Наконец, последний – третий раунд количественного смягчения в США был запущен еще в августе 2012 года, когда у руля ФРС еще стал Бен Бернанке, и была окончательно свернута лишь при новом председателе регулятора Джаннет Йеллен в октябре 2014 года. По итогам этого раунда было напечатано денег почти на 800 млрд. долларов. Из-за этого курс пары EURUSD за 5 месяцев вырос на 15% и превысил отметку 1.3700.
Однако в случае с ФРС необходимо учитывать, что количественное смягчение запускалось во время довольно крепкого доллара, в то время как состояние европейской экономики, а соответственно и евро, сейчас находится если не в плачевном, то в очень удручающем состоянии. Поэтому в случае, если объем европейского QE действительно составит порядка 1.2 трлн. евро, курс евровалюты может достичь паритета с долларом уже в ближайшие полгода, чего не происходило с сентября 2002 года.
Фактически, Еврозона может столкнуться с новой рыночной реальностью, связанной со слабым положением эмитируемой ею валюты. В более жесткой форме кстати такая новая реальность наступила в России. Однако такое резкое снижение курса может значительно снизить доверие инвесторов к европейской валюте и финансовым активам. В этом плане у ЕЦБ будет значительно меньше пространства для маневра.
Вполне вероятно, что для сдерживания евро от более значительного падения к доллару, европейский регулятор примет решение не о масштабной единой программе QE, а о постепенном вливании денег в экономику за счет дробления программы на несколько более мелких раундов с интервалами времени достаточными, чтобы курс евро успел стабилизироваться на валютном рынке.
Исходя из всего сказанного выше делаем следующий вывод: на рынке сейчас фактически формируется новая история. Если в первый раз история мировой экономики была переписана американским ФРС, то на сей раз это делает ЕЦБ. Вне зависимости от того, какое решение о количественном смягчении примет европейский регулятор, констатировать уже вполне очевидный факт можно – на мировом финансовом рынке вновь формируется новая реальность.