Ростех – очередная бюрократия или возможность совершить несырьевой скачок в экономике?

В последние годы в России активно ведутся разговоры о необходимости диверсификации экономики и экспорта, создании высокотехнологичных секторов, улучшении конкурентоспособности промышленности и т.д. С 2007 года к этим разговорам в качестве практического воплощения подключилось также государство через создание госкорпорации Ростех. Эта структура вобрала в себя без малого почти 700 крупных предприятий в сфере машиностроения, ОПК, обрабатывающих секторов промышленности и пр. Консолидированно на этих предприятиях в целом работает до 900 тыс. человек. Постараемся разобраться теперь, насколько эта структура эффективна и актуальна, особенно с учетом текущего сосотяния экономики.

 

Итак, по состоянию на 2014 год совокупный оборот Ростеха составил около 1.2 трлн. рублей. Вроде бы и немало, но вот если посмотреть на такой показатель, как производительность труда, то тут возникает весьма существенный скепсис – с учетом общего количества персонала в стоимостном выражении производительность каждого работаника составляет лишь порядка 1.3 млн. рублей. Это очень мало – для сравнения в обрабатывающем секторы Европы, даже несмотря на ее нынешнее кризисное состояние, производительность превышает 200 тыс. евро.

 

И чему тут удивляться почему у нас в промышленность не идет молодежь, почему там такие низкие зарплаты и почему нет никаких перспектив для роста. Действительно – ну какая зарплата может ожидать на предприятии, которая в среднем на одного сотрудника вырабатывает в год не более 1.5 млн. рублей? Поэтому возникает вполне логичный вопрос – а жизнеспособна ли вообще идея диверсификации экономики в России или инициатива по Ростеху всего лишь очередной пример отчественной бюрократии?

 

Для начала попробуем рассмотреть финансовые результаты Ростеха в динамике. В 2011 году выручка компании составляла всего 810 млрд. рублей – выработка на одного сотрудника составляла лишь 900 тыс. рублей. В 2012 году оба показателя подросли соответственно до 930 млрд. и 1 млн. рублей, в 2013 году – уже 1.04 трлн. и 1.15 млн. рублей соответственно. В 2014 году это уже 1.2 трлн. и 1.3 млн. рублей соответственно. Всего за 4 года выручка и произвоидетельность труда подскочила на 70%.

 

Но все равно этого конечно мало – во-первых на рост производительности повлияло не столько увеличение производства, сколько рост цен на продукцию (хотя, конечно, это тоже неплохо, так как увеличивает добавленную стоимость деятельности), во-вторых структура доходов крайне нерациональна – свыше 60% всей выручки приходится на военную продукцию, а экспортные доходы составляют менее 20% (более 50% доходов формируется за счет госзаказа).

 

И все же, эта идея имеет право на жизнь. Хотя бы и потому, что из Ростеха появляются действительно хорошие и качественные не только отдельные продукты, но и крупные высокотехнологичные компании с самым разным профилем бизнеса и деятельности. Таковой например является холдинг “Швабе” – производитель оптико-электронной продукции. Выручка холдинга в 2012 году составляла всего 24 млрд. рублей – при численности персонала в 20 тыс. человек производительность труда составляла всего 1.1 млн. рублей. Однако уже в 2014 году выручка подсокчила на 55% и превысила 37 млрд. рублей, а производительность труда составила свыше 1.7 млн. рублей. При сохранении такой динамики финансовых показателей, уже к 2020 году выручка может подскочить в 3 раза, а производительность труда составить более 5 млн. рублей на одного работника в год. В среднем это позволит увеличить зарплату до 600-700 тыс. рублей в год на сотрудника и сохранить при этом высокую добавленную стоимость продукции.

 

 

Еще один такой пример – Объединенная Авиастроительная Корпорация. В 2014 году общая выручка ОАК подскочила до 285 млрд. рублей – это почти в 3 раза больше, чем в 2009 году! При этом штат сотрудников компании составляет порядка 100 тыс. человек, а производительность труда – 2.8 млн. рублей. Для российской промышленности это более чем отличный показатель. Но что еще более важно – продукция компании становится действительно конкурентоспособной не только на внутрироссийском, но и на мировом рынке. Так, совсем недавно мексиканская авиакомпания Interjet заказала еще 10 SuperJet-100 на общую сумму свыше 330 млн. долларов, а королевский двор Таиланда уже оформил твердый контракт на поставку 3 таких самолетов в комплектации ВИП общей стоимостью свыше 140 млн. долларов. Всего же, если в 2011 году общее производство этого самолета составило всего 15 единиц, то уже в текущем году планируется реализовать более 50. Кроме того, корпорация активно ведет работу и над среднемагистральным самолетом МС-21, который должен вывести российское авиастроение на мировой уровень и который позволит побороться за один из наиболее крупных сегментов мирового рынка авиации. Также начаты разработки совместного российско-китайского широкофизюляжного самолета.

 

 

В конце концов, даже тот же самый АвтоВАЗ, который откровенно не пользуется какой-либо популярностью ни среди инвесторов, ни среди автовладельцев, значительно продвинулся в модернизации бизнеса и производственных мощностей. Выручка в 2014 году превысила 190 млрд. рублей, производительность труда – более 3.7 млн. рублей на сотрудника. Рост чистого убытка при этом в основном связан с резкими курсовыми разницами. Но главное – компания наконец начала производить действительно качественный продукт. Ожидаемое серийное производство в сентябре 2015 году Лады Веста позволит концерну значительно упрочить свое положение на российском рынке и возможно даже развивать экспортные направления (благо девальвация должна этому помочь). Новая команда шведского профессионала Бу Андерссона, который уже успел вытащить из крайне тяжелого состояния другого российского автопроизводителя – группу ГАЗ, активно взялась за процесс модернизации всего и всего на заводе – начиная от производственных мощностей и модельного ряда, заканчивая собственно самими сотрудниками и главное менеджментом. Активно ведется работа по увеличению производительности труда, росту заработной платы и мотивации рабочего персонала. Как бы ни ругали нынешний АвтоВАЗ, но при сохранении текущей динамики уже через 2-3 года его акции будут очень привлекательной инвестиционной идеей.

 

В целом же стоит отметить, что к сожалению радоваться пока особо нечему. Российская обрабатывающая промышленность производит слишком мало и слишком неконкурентоспособную продукцию. Ростех самым наглядным образом это демонстрирует – при годовом обороте свыше 1.2 трлн. рублей, валовая прибыль, отражающая фактическую валовую добавленную стоимость продукции, не превышает и 200 млрд. рублей или чуть больше 15%, а чистая прибыль не дотягивает и до 50 млрд. рублей, что дает чистую рентабельность не выше 4% в год. Пока что ситуация далека от оптимизма, лишь очень немногие предприятия из этой гигантской структуры показывают действительно хорошие результаты деятельности. Через 4-5 лет при условии, что в России удастся провести ряд структурных реформ и диверсифицировать экспорт, идея с Ростехом вполне может сработать, но загадывать об этом еще слишком рано.

  • АвтоВАЗ
  • КамАЗ
  • Диверсификация
  • выручка
  • Ростех
  • ОАК
  • Швабе
  • авиастроение
  • высокие технологии
  • производительность труда
  • Вертолеты России
X

Похожие публикации

Комментарии (9)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP