Недавно премьер-министром России с официальным визитом была посещена Республика Вьетнам. Эта страна входит в список государств, которым Россия когда-то простила достаточно крупный долг. Следует отметить, что за счет "списывания" долгов других стран российская экономика недополучила около $140 миллиардов. В обмен на исчезнувшие доги нам обещают выгодные условия для инвестиций и крепкую дружбу.
Россия - щедрая душа
Россия часто прощала долги, если взять только относительно крупные кредиты, которые превышают $1 миллиард, то получится, что за 20 лет было списано почти $140 миллиардов.
Так в 1996 году Анголе простили сумму в $3,5 миллиарда. Из-за дефолта 1998 года отечественная экономика потеряла около $96 миллиардов. В 1999 Россия списала $14 миллиардов долга группе африканских стран, в состав которой входили Мозамбик, Мадагаскар, Танзания, Мали и несколько других стран. В 2000-м часть 11-ти миллиардного, которая составила $9,5 миллиардов, была прощена Вьетнаму. В 2001 Эфиопии было прощено $3,8 миллиарда из $4,8 миллиардного долга, позже, в 2005 был списан и оставшийся миллиард. В 2003 были прощены $11 миллиардов Монголии. В 2004 Ирак освободился от задолженности в $10 миллиардов. В 2008 $12 было прощено Ираку. Помимо перечисленных стран на "аттракцион щедрости" успели: Куба $30 миллиардов, КНДР $11 миллиардов, Ливия $4,6 миллиарда, Афганистан $11 миллиардов, Алжир $5 миллиардов.
На данный момент перед Россией должны погасить около 50 кредитов. В списке должников находится такие страны как: Босния и Герцеговина, Молдавия, Центральная Африканская Республика, Бурунди, Конго и Гвинея. Таким образом потенциал для неслыханной щедрости существует не малый.
Возникает вполне закономерный вопрос: откуда такая расточительность? $140 миллиардов это около половины бюджета на текущий год. Стоит отметить, что списывание долгов происходит не в самые лучшие для России времена.
Безнадежные долги
Безусловно, Россия разрешает не платить своим должникам не просто так. После списания долгов в обмен наша страна получает какие-нибудь преференции, что гораздо лучше, чем ничего в ситуациях, когда деньги не удается вернуть. Списанные за 20 лет долги находились в разряде "безнадежные", а прощение подобного рода займов позволяло добиться от должника нужных политических и иных решений. Например, прощение долгов КНДР и Кубе позволило России существенно усилить свое влияние в данных регионах. Списав кредит Северной Корее, РФ получила возможность принять участие в проекте реконструкции железнодорожной сети КНДР (стоимость проекта оценивается в $25 миллиардов), а так же получила доступ к минеральным ресурсам страны. Помимо этого Россия планирует проложить газопровод в Южную Корею, который будет проходить через КНДР, а прокладка 700 километров трубы через территорию Северной Кореи стоит около $2,5 миллиардов.
Проблемы инвестиций в экономику стран-должников
Основная проблема инвестиций в Северную Корею заключается в том, что они подвержены большим рискам. Достаточно сложно делать прогнозы по поводу развития событий в КНДР и предполагать направление дальнейшего экономического курса режима Ким Чен Ына.
С долгами Кубы происходит примерно то же самое. Россией был прощено 90% долга Кубы перед СССР и Куба признала, что должна нам $3,5 миллиарда, но этих денег РФ не увидит, так как они будут вложены в кубинскую экономику, а выгода от этих инвестиций более чем сомнительна. Ведь при списывании долга в 30 миллиардов кубинцы обещали совместные проекты в самых различных областях. Обещания были даны еще год назад и ничего не происходит.
До сих пор ничего не слышно о плодотворной работе российских компаний в Ливии, хотя ливийской правительство обещало создать все условия для работы наших предприятий в обмен на списание долга в $4,5 миллиарда.
Россия-должник и ее отличия от России-кредитора
Стоит отметить, что поведение России в роли должника сильно отличается от поведения России в роли кредитора. До момента захвата власти большевиками Россия считалась надежным заемщиком. Перед началом Первой мировой войны наша страна имела самый большой внешний долг в мире, который составлял 60 миллиардов рублей и равнялся 90% ВВП.
В марте 1917 года Временное правительство заявляло о том, что внешний долг будет обслуживаться в нормальном режиме, случилась ее одна революция, и в январе 1918 года Совнаркомом был одобрен декрет об аннулировании всех займов царского правительства. Другими словами большевики просто отказались выплачивать долг империи, который оставался актуальным до конца прошлого века.
Кредиторы дождались момента, когда Россия начнет выплачивать старые займы. В 1996 году Франция и РФ подписали договор о выплате дореволюционного долга, а 2000 году Франция получила $400 миллионов и закрыла кредит. Похожий договор был заключен в 1986 году, он назывался "Договор об урегулировании госдолга дореволюционной России перед Великобританией". Великобритания обязалась выплатить своим гражданам, которые владели облигациями Российской империи, компенсацию за счет 5,5 тонны золота Николая II, хранившегося в одном из английских банков.
Обслуживание советских долгов проходило так же за счет России. Так в 2006 году был полностью погашен долг пред Парижским клубом, который составлял $23,7 миллиарда. В 2013 мы расплатились с Финляндией - $30 миллионов, Черногорией $18 миллионов и Чехией $3,6 миллиарда.
Государственный коллектор
В отличии от России страны, которые выдавали нам кредиты проявили терпение и прождали погашения долгов больше века. Они не признавали долг безнадежным и не пытались за счет списания кредитов получить политическую выгоду. Безусловно не все государства могут расплатиться после того как получат кредит. Зная это необходимо выбирать только надежных заемщиков, тщательно оценивая их возможности.
Разбрасываться деньгами в нынешних условиях не самое мудрое решение, коль уж какой-то стране был списан долг, то необходимо создать службу государственных коллекторов и следить за выполнением обещаний, реализацией совместных проектов и тем какие льготы получают отечественные компании на территории бывшего должника. В противном случае прощенный кредит будет просто прощенным кредитом.