Прибыль – это понятие, которое имеет много значений в зависимости от сферы деятельности, системы подсчёта и других факторов.
Рассмотрим понятие прибыли в аспекте коммерческой деятельности субъекта бизнес-деятельности.
Самой распространённой ошибкой в суждениях является восприятие терминов «прибыль» и «доход», как тождественных понятий, хотя в большинстве случаев они различны.
Если «доход» – это общее поступление денежных или материальных ценностей в распоряжение бизнес-лица, то «прибыль» – это разница между доходом и расходом, то есть те средства, которые в итоге остаются на балансе после вычисления всех затрат.
Учитывая это, перед началом предпринимательской деятельности чрезвычайно важно предусмотреть все детали, чтобы деятельность оказалась не только доходной, но и прибыльной, то есть рентабельной.
На стартовом этапе не обойтись без бизнес-плана, учитывающего возможности поступлений, все издержки и потенциальные риски.
Стоит заметить, что бизнес-планирование используется не только на этапе коммерческих начинаний, но и широко применяется уже действующими предприятиями для осуществления новых проектов или регуляции существующих процессов.
В целом правильный бизнес-план является предусловием для хорошей бизнес-прибыли.
Расчёт бизнес-прибыли
С точки зрения стандартов ведения бухгалтерского учёта и фискальной отчётности бизнес-прибыль равна разнице суммарных доходов предприятия и его официальных издержек.
Сумма прибыли, получаемая при таком учёте, зависит от методических требований конкретного государственного стандарта.
Но как правило, бухгалтерская прибыль отличается от реальной бизнес-прибыли, поскольку часто не учитывает дополнительные, не предусмотренные бухучётом затраты.
Поэтому для субъекта коммерческой деятельности важно опираться на показатели реальной прибыли, а не номенклатурной, которые учитывают не только сугубо предпринимательские издержки, но и все те потери, не относящиеся напрямую к бизнесу.
К примеру, у предпринимателя могут быть собственные финансовые нужды, не компенсируемые никакими источниками. В таком случае средства будут изыматься из оборота, что, несомненно, повлияет на общую прибыльность, но при этом не будет учитываться официально. Сюда же можно отнести все форс-мажорные потери.
Также следует различать расчёт чистой прибыли и расчёт валовой прибыли. Если последняя является отображением разницы между суммами издержек либо себестоимостью продукции и доходами, то при расчёте чистой прибыли учитывается остаток средств после оплаты кредитов, налогов, штрафных санкций и т. д.
Издержки, влияющие на чистую бизнес-прибыль
В подавляющем большинстве случаев реальная бизнес-прибыль зависит не только от себестоимости услуг или материальных рыночных предложений, но и от различных прогнозируемых потерь по ходу деятельности.
Общая структура издержек:
- Себестоимость. Затратная часть ведения бизнеса, являющая собой объём средств, необходимых на создание единицы продукта или на предоставление услуги. В торговле роль себестоимости представляет закупочная стоимость товара, то есть сумма, необходимая для оборотного обеспечения;
- Транспортные, логистические, маркетинговые издержки. Все те средства, с помощью которых формируются механизм и система продаж;
- Оплата труда персонала, формирование организационной структуры предприятия, создание материально-технических активов;
- Оплата коммунальных услуг;
- Индивидуальные изъятия из оборота. Для предпринимателя - это его частные потребности, включительно с незапланированными нуждами. Предприятия же могут изымать средства для проведения мероприятий, не имеющих непосредственного отношения к бизнесу. Сюда же можно внести различные программы лояльности, которые фактически увеличивают себестоимость либо понижают на определённые сроки доход;
- Форс-мажорные потери. Эта область потенциальных потерь разнообразна и слабо прогнозируема, но учитывать её необходимо, ради чего в ведении бизнеса рекомендуется создание резервного фонда. Сюда можно отнести как природные форс-мажоры, так и производственные либо форс-мажоры «человеческого фактора»;
- Налогообложение, штрафы, пеня, издержки на оплату кредитных тела и процентов;
- Теневые издержки, которые возможны, если присутствует коррупционная составляющая в возможностях ведения бизнеса. Финансовые траты могут проявляться в форме продвижения бизнеса сквозь административную бюрократию;
Вышеописанная структура расходов не является исчерпывающей, потому что каждый индивидуальный случай бизнес-деятельности наделён свойственными ему особенностями, ситуациями, целесообразностями.
Поэтому только качественное бизнес-планирование может изучить и детализировать риски и нужды конкретного проекта, учитывая, например, необходимость оплаты дополнительных премий персоналу или возможность возникновения «упущенной выгоды».
Фактор дохода в бизнес-прибыли
Доход является основной составляющей прибыли, на которую и нацелен бизнес, поэтому она находится в прямой зависимости от уровня доходности.
Чем выше доход, тем выше вероятность того, что он сможет покрыть издержки, тем самым создавая чистую бизнес-прибыль.
При бизнес-планировании особое внимание уделяется таким аспектам:
- Вычисление максимального и минимального уровня дохода путём сопоставления мощностей фирмы и возможностей рынка, его конкурентной среды;
- Поиск путей повышения эффективности продаж для увеличения доходных оборотов, включительно с маркетинговыми технологиями и исследованием целевой аудитории;
- Изучение сезонности дохода, его временного потенциала и цикличности;
- Сопоставление прогнозируемого дохода с предусматриваемой затратной частью.
Таким образом, бизнес-прибыль зависит от многих нюансов доходной и расходной части, предусмотреть которые можно исключительно методом моделирования ситуации, учитывающим общие тенденции рынка и особенности проекта.