Российский фондовый рынок останется уязвимым к риску беспорядков в развивающихся странах до тех пор, пока мировая цена на нефть находится лишь немногим выше ключевого уровня 100 долларов за баррель, а будущее стабфонда под вопросом.
Цена на баррель нефти марки Brent
Потратив больше 40 миллиардов долларов на транспортную инфраструктуру, российские власти не повысят доверие участников рынка акций. Стабфонд оставался до недавнего времени активом, который стабилизирует экономику при дефиците пенсионного фонда, и замены ему пока не видно.
Инвестиции в экономику России оправданны с точки зрения мультипликатора расходов. Желая увеличить прирост валового внутреннего продукта, надо больше тратить на капитавложения в Родину. В этом случае каждый, кто получает инвестиции в экономику России, будет сберегать некую сумму S и тратить всё остальное, причём расходуемая часть полученных вложений вносит вклад в ВВП в размере (1-S).
Так как звеньев в цепи расходов очень много, и с дорог, которые планируется построить, обогатятся многие, то таких тратящих потребителей инвестиций в экономику России будет превеликое количество, а суммарный вклад в валовой внутренний продукт составит 40 миллиардов, делённые на S, где S — процент сбережений от полученных доходов в среднем по проекту.
Вопрос в том, что нет и не может быть единого коэффициента S, и уже в верхних звеньях дорожного строительства коэффициент сбережений может стремиться если не к единице, то к 80%-90%. В этом случае прогноз по инвестициям в экономику России неутешительный, ведь всё сбережённое в верхних звеньях цепи рано или поздно может оттечь зарубеж. Соответственно, инвесторы могут усомниться в целесообразности закатывать миллиарды в асфальт, что они и делают.
Принимая во внимание намерение потратить часть стабфонда, для российского фондового рынка ключевым вопрос о мировых ценах на нефть, которые пока находятся чуть выше 100 долларов за баррель, в опасной близости от средней прогнозной цены в государственном бюджете.
Кроме того цены на другие сырьевые товары, включая разнообразные металлы, также остаются индикативом для российского рынка акций, потому что вне зависимости от того, по каким среднесрочным контрактам работают крупнейшие компании, включая ГМКН, ожидания относительно цен на базовые продукты определяют текущую стоимость компаний, торгующихся на фондовом рынке.