Tesla Motors — американская автомобильная компания из Кремниевой долины, ориентированная на производство электромобилей. Названа в честь всемирно известного электротехника и физика Николы Теслы. Среди инвесторов компании — основатели Google Ларри Пейдж иСергей Брин, один из основателей платёжной системы PayPal Илон Маск и Джефри Сколл, основатель и президент компании eBay, Daimler AG. Илон Маск вложил больше всех собственных средств — 7,5 млн долл. — заработанных на продаже своей компании. Помимо электромобилей, компания по собственной технологии производит батареи и электродвигатели для них и продает другим автомобильным компаниям, в частности - Toyota и Daimler. Tesla Model S стала вторым электромобилем в линейке компании, первым был выпущенный в 2008 году родстер Tesla Roadster.
Итак, ближе к теме. Почему компания Маска так стремительно и резко потеряла в цене более 20 долларов за одну акцию?
Ответ на этот вопрос можно найти в последнем отчете компании. Очень важным моментом стало снижение показателя рентабельности производства. Показатель Gross Margin снизился до уровня двухгодичной давности. Объяснение этому исходит из высокого уровня доллара, увеличение затрат на введение новых линий по производству Model X(данная инициатива обойдется более чем в миллиард долларов) и само снижение стоимости автомобилей,которое ,как предполагалось,увеличит интерес к ним. К этому стоит добавить упавшие цены на нефть, которые делают покупку Tesla далеко не выгодной и экономическую ситуацию в Китае, в котором произошел крупный обвал фондового рынка, а будущего планируемого экономического роста уже давно под сомнением,а именно КНР,после США,рассматривался руководством компании в качестве ключевого рынка сбыта.
Убыток на одну акцию компании,рассчитанный согласно стандарту GAAP составил 1,45 доллара, а рассчитанный по non-GAAP составил $0,48, что явно лучше консенсуса аналитиков, прогнозировавших этот показатель в размере 0,60, но даже при таких подсчетах говорить о выходи на прибыльную линии пока не приходится.
Настоящей сенсацией стали подсчеты информационного агенства Reuters, которое сделало весьма печальное для инвесторов заключение. Как известно, убытки компании за второй квартал составили 47 миллионов долларов, при этом имеются достаточно хорошие показатели роста продаж электромобилей (более 11 тысяч за второй квартал) и весьма хороший спрос на сопутсвующие продукты. На основе данных в отчете было подсчитано, что с каждой машины компания имеет убытки размером 4000 долларов, а расчеты , основанные на показателе GAAP, как это делается с GM и Ford, показывают, что убытки с каждой машины равны 14758 долларам (хотя в прошлом году этот показатель был 3700 долларов).
Многие инвесторы уже начала "сливать" акции данной компании, что и привело к падению ее стоимости, причем дно однозначно не достигнуто, а ближайшей целью является урвоень в 220 долларов.
Таким образом можно сказать, что история такого успеха данной компании хоть и впечатляет, но и носит характер типичного пузыря,основанного на отлично сделанной PR-компании, а руководство компании сделало огромные ошибки в плане прогнозирования таких ключевых показателей как цены на нефть и рост покупательной способности населения тех стран, где компания планирует основательно укрепиться (например КНР, рост экономики которой уже под сомением).
Сводный анализ показателей компании показывает, что фундаментально компания очень переоценена,а падение может составить более 70%.