Зарегистрированная в Голландии и базирующаяся в Италии компания Феррари, относительно недавно, обратилась на Нью-Йоркскую фондовую биржу с заявлением на первичное размещение своих акций. Руководство компании рассчитывает в ходе IPO Ferrari привлечь не меньше $10 млрд.
Если немного покопаться в документации SEC, то можно найти очень интересные факты о компании Феррари
Заявка на первичное размещение акций является предварительной, поэтому число выставляемых на продажу акций, ценовой диапазон предложения и другие ключевые моменты еще будут уточняться. Но даже без них, на 250 страницах заявки имеется предостаточно интересной информации об этом итальянском производителе спортивных авто. Поэтому мы засучили рукава и принялись изучать проспект. И вот что мы узнали из документа, хранящегося в папке с пометкой "F1"
Ferrari в данный момент называется “New Business Netherlands.” Не можете найти этот проспект в базе SEC? Это потому что он размещен там не от имени Ferrari или ее нынешнего владельца Fiat Chrysler Automobiles NV. Чтобы облегчить процедуру IPO Феррари, Fiat Chrysler создал новую структуру, базирующуюся в Нидерландах, которая называется New Business Netherlands NV и включает в себя Ferrari. New Business Netherlands, в свою очередь, будет продавать акции широкой общественности. Но не стоит привыкать к этому названию. Одно из первых замечаний, содержащихся в заявке, говорит о том, что New Business Netherlands будет переименовано в Ferrari NV "незадолго до завершения размещения".
Вот некоторые подробности о финансовом состоянии компании за 2014 год:
- Феррари поставила 7255 автомобилей
- Чистая выручка: 2762 млн. евро
- Чистая прибыль: 265 млн. евро
Ferrari имеет прибыль и развивается, хотя и медленно:
За 3 месяца (до 31 марта) |
За год (до 31 декабря) |
||||
2015 |
2014 |
2014 |
2013 |
2012 |
|
(млн. евро, кроме прибыли на акцию) |
|||||
Чистая выручка |
621 |
620 |
2762 |
2335 |
2225 |
Скорректированная прибыль до уплаты налогов, процентов, износа и амортизации |
160 |
148 |
693 |
634 |
573 |
Прибыль до уплаты процентов и налогов |
96 |
80 |
389 |
364 |
335 |
Прибыль до уплаты налогов |
98 |
80 |
398 |
366 |
334 |
65 |
54 |
265 |
246 |
233 |
|
Приходится на: |
|||||
Владельцы материнской компании |
64 |
53 |
261 |
241 |
225 |
Неконтролируемый интерес |
1 |
1 |
4 |
5 |
8 |
В 2014 году было продано примерно на 1000 Ferrari меньше, чем в предыдущий год (хотя компания наняла дополнительных работников).
За 3 месяца (до 31 марта) |
||
2015 |
2014 |
|
Отгрузки (шт.) |
1635 |
1732 |
Среднее число работников за данный период |
2902 |
2817 |
Феррари имеет отрицательный денежный поток.
За 3 месяца (до 31 марта) |
За год (до 31 декабря) |
||||
2015 |
2014 |
2014 |
2013 |
2012 |
|
(млн. евро) |
|||||
Поток средств от операционной деятельности |
63 |
94 |
462 |
454 |
463 |
Поток средств, используемый в инвестиционной деятельности |
(77) |
(52) |
(290) |
(276) |
(258) |
Поток свободных денежных средств |
(14) |
42 |
136 |
187 |
205 |
На балансе компании - 5 млрд. евро, но из них 1 млрд. - в нематериальных активах.
Примечание |
По состоянию на 31 марта 2015 |
По состоянию на 31 декабря 2014 |
|
(тыс. евро) |
|||
Активы |
|||
Ценность фирмы |
787,178 |
787,178 |
|
Неосязаемые активы |
13 |
277,505 |
265,262 |
Имущество, завод и оборудование |
14 |
591,460 |
585,185 |
Инвестиции и прочие финансовые активы |
12 |
47134 |
47,431 |
Отложенные налоговые активы |
11 |
169,186 |
111,716 |
Всего необоротных активов |
1,872,463 |
1,796,772 |
|
Товарно-материальные запасы |
16 |
376,735 |
296,005 |
Торговая дебиторская задолженность |
17 |
207,973 |
183,642 |
Дебиторская задолженность от финансовой деятельности |
17 |
1,321,046 |
1,224,446 |
Текущая задолженность по налогам к возврату |
17 |
865 |
3,016 |
Прочие текущие активы |
17 |
80,380 |
52,052 |
Текущие финансовые активы |
18 |
3,317 |
8,747 |
Депозиты в общем управлении FCA Group |
17 |
977,521 |
942,469 |
Наличные и эквиваленты |
163,717 |
134,278 |
|
Всего текущих активов |
3,131,554 |
2,844,655 |
|
Всего активов |
5,004,017 |
4,641,427 |
Компания Ferrari по-прежнему останется зарегистрированной в Голландии, в соответствии с местным законодательством, чтобы обезопаситься от американской судебной системы. В результате, американским инвесторам будет довольно сложно оформлять на представителей компании судебные извещения в США. Им также будет непросто приводить в исполнение на территории США судебные решения в отношении компании Феррари, которые основаны на положениях гражданской ответственности, содержащихся в законодательстве о ценных бумагах США или отдельных штатов.
10 фактов о IPO Ferrari
1. Из вышеприведенных таблиц можно сделать вывод, что прибыли Ferrari растут, но поставки авто в последнее время стоят на месте. Продав 7255 автомобиля, Феррари заработала 265 млн. евро в 2014 году, что на 7.7% больше, чем в предыдущем. Но настоящей новостью стали квартальные показатели, которых компания ранее не выпускала. Теперь предстоящее IPO Ferrari подстегивает компанию предоставлять потенциальным инвесторам больше информации. В проспекте говорится, что в первом квартале 2015 года чистая прибыль составила 65 млн. евро, показав рост на 20%. При этом, поставки авто упали на 5.6% по сравнению с первым кварталом прошлого года - до 1635 шт. По сравнению с первым кварталом прошлого года, возросло количество автомобилей, поставленных в Великобританию и азиатско-тихоокеанский регион, включая Китай, а продажи в Европе и на Ближнем Востоке упали. Выручка в этом квартале, в целом, осталась на прежнем уровне - 621 млн. евро.
2. В IPO широкой общественности будет продано 10% Ferrari. Пьеро Феррари, сын покойного Энцо Феррари, основателя компании, владеет другими 10% и не планирует их продавать. Еще 80% принадлежат Fiat Chrysler, которая намерена в следующем году передать свою долю акционерам. Когда это произойдет, значительная часть Ferrari (около 24%) сосредоточится в руках крупнейшего инвестора Fiat Chrysler - Exor SpA.
3. Лояльность акционеров вознаграждается. Экзор и Пьеро Феррари сразу же подпадут под "программу лояльности" Феррари, которая позволит им получить два голоса на каждую акцию, которой они владеют. Это означает, что у Экзора будет около 36% голосов, у Пьеро - около 15%. Публичным акционерам достанется около 49%. В частности, Экзор "будет иметь значительное влияние на нас", говорится в поданном заявлении. Инвесторы, решившие приобрести акции компании, смогут присоединиться к программе лояльности в течение трех лет. В заявке, в разделе "Факторы риска", Ferrari предупреждает, что программа лояльности может сдерживать цену акции, а интересы долгосрочных акционеров могут отличаться от интересов сиюминутных покупателей и быть помехой для потенциальных активных инвесторов. Компания также предупреждает, что инвесторам из США следует посоветоваться со своими налоговыми консультантами, чтобы понять последствия от участия в данной программе.
4. Формула 1 - лакомый кусок. Команда Формулы 1 Феррари - самая старая и наиболее успешная команда в истории спорта. На ее счету - 222 выигранных Гран-при. Маурицио Аривабене, назначенный в январе на должность управляющего директора Ferrari по направлению Формулы 1, занимает четвертое место в иерархии руководителей компании, после председателя, генерального директора и финансового директора. Это говорит о важности спорта для компании. Согласно заявке, Формула 1 в 2014 году получила 425 млн. телепросмотров, что сделало ее "самой популярной ежегодной спортивной серией в мире".
5. Формула 1 может стать проблемой. В качестве одного из факторов риска в заявке отмечено то, что имидж Ferrari и финансовые результаты компании могут пострадать в результате плохих выступлений ее команды в соревнованиях Формулы 1; в прошлом сезоне она не одержала ни единой победы. Такое бесчестье постигло команду впервые за последние двадцать лет. В этом сезоне Ferrari снова старается преодолеть доминирование команды Mercedes. "Гоночная команда является ключевым элементом нашей маркетинговой стратегии", - говорится в заявке. "Длительный период отсутствия успехов в гонках может отвратить поклонников от брэнда Ferrari и, следовательно, снизить энтузиазм наших потенциальных клиентов в отношении брэнда и их восприятие наших автомобилей". С 1988 года компания владеет трассой в Мугелло - гоночным треком протяженностью 5.2 км вблизи Флореции.
6. Владельцы Ferrari покупают Ferrari. Прославляя свой "культовый брэнд", Феррари отмечает в заявке, что владельцы компании являются страстными поклонниками брэнда, поэтому покупают себе все новые автомобили Ferrari. В 2014 году около 60% новых авто, которые реализовала компания, были проданы владельцам фирмы. Около трети владельцев Феррари имеют более одного автомобиля.
7. Прибыльность имеет свои границы. Компания отмечает, что сложившееся отношение к ее автомобилям вызвано "аурой эксклюзивности и ощущением роскоши, которые присущи нашему брэнду". В последние годы компания намеренно удерживала производство на уровне около 7000 авто, заставляя покупателей ожидать, в среднем, около года, чтобы приобрести Ferrari. Компания указывает на потенциальные ограничения производства, говоря, что "поддержание низких объемов и эксклюзивности ограничивает потенциальный рост наших продаж и прибыльность". Если бы компании пришлось производить больше автомобилей, то "мы не смогли бы поддерживать эксклюзивность брэнда Феррари".
8. Компания подвергается риску землетрясений. Встречаются довольно необычные факторы риска. Ferrari среди рисков упоминает землетрясения. Компания производит сборку двигателей для своих автомобилей на предприятии в Маранелло (Италия), а шасси изготавливаются на расположенном по соседству предприятии в Модена. “Маранелло и Модена расположены в итальянском регионе Эмилия-Романья, в котором потенциально возможна сейсмическая активность", - предупреждает компания. “Например, в 2012 году этот регион пережил сильное землетрясение, из-за которого на один день было приостановлено производство на наших предприятиях.” В случае более существенной катастрофы, "мы можем быть вынуждены остановить или отложить производство и поставку наших авто".
9. В Абу-Даби существует тематический парк Ferrari, готовится открытие еще нескольких. Проспект ссылается на хороший доход от лицензирования "Ferrari World” - тематического парка на острове в Абу-Даби, открытого в 2010 году. Этот парк "дает возможность детям и взрослым почувствовать атмосферу Ferrari. Среди аттракционов - фантастические 4D-заезды, такие как Speed of Magic для детей и самые быстрые в мире американские горки, скорость которых достигает 240 км/ч, что имитирует захватывающие ощущения от пилотирования болида Ferrari. На аттракционе G-Force посетители выбрасываются на 62 метра вверх, выше крыши парка, а затем вновь притягиваются к земле". Но если поездка в Абу-Даби не входит в ваши планы, наберитесь терпения: компания заключила договор на организацию тематического парка поблизости Барселоны, который планируется открыть в следующем году. А в более долгосрочной перспективе компания намеревается "открыть по одному тематическому парку в каждой из основных географических зон, где мы работаем, включая Северную Америку и Азию".
10. Данное IPO Ferrari, по-видимому, имеет кодовое название "Проект "Сова". Когда банкиры планируют слияние, IPO и другие крупные сделки, они придумывают кодовые названия, чтобы избежать утечки информации в прессу, трейдерам и конкурентам. Покупка корпорацией Verizon Communication Inc. компании AOL за 4.4 млрд $, например, получила название "Проект "Хэнкс". IPO Феррари, похоже, назвали "Проект "Сова", хотя вы не узнаете об этом из проспекта, поскольку там такой фразы нет, но такое название документа отображается на вкладке нашего веб-браузера.