Общие сведения и производственная деятельность
Автоваз и ФСК ЕЭС – входят во вторую десятку крупнейших российских компаний. Без этих игроков очень трудно представить сегодняшнюю российскую экономику, Автоваз – это один из лидеров машиностроительной отрасли, а ФСК ЕЭС – монополист энергетического рынка по передачи электроэнергии. И даже несмотря на то, что последние годы, компании работают в убыток, их вклад в развитие экономики РФ очень высокий.
Автоваз – крупнейшая автомобилестроительная компания Восточной Европы и лидер автомобилестроения в России. Компания была основана в 1966 году и за годы своего существования выпустила более 28 млн. автомобилей. Сейчас гигант российского автопрома контролируется концерном Renault-Nissan и помимо собственных автомобилей выпускаемых под маркой «Lada», выпускает автомобили под марками Renault, Nissan, Datsun.
Основные производственные мощности компании находятся в городе Тольятти, там же расположена и штаб-квартира компании. Помимо основного производства в структуру Автоваза входят 3 автоагрегатных завода, производящих автокомпоненты, Белебеевский завод Автонормаль и ТЭЦ Волжского автозавода. Автоваз производит больше всех в России автомобилей и машинокомплектов. По итогам 2014 года, компанией было выпущено с конвейера 511 894 автомобиля и 123 472 машинокомплекта. Необходимо отметить, что пик производства был достигнут в 2011 году и после этого производственные показатели неуклонно снижаются.
Но, несмотря на снижение производства, автомобили марки «Lada», являются самими востребованными на российском рынке. По итогам 2014 года, продажи «Lada» в России составили 387 307 шт., это 16.4% от всех проданных новых автомобилей в стране. Также Автоваз довольно успешно экспортирует свою продукцию. Основными потребителями являются страны СНГ, по итогам 2014 года на экспорт было отправлено 55 463 автомобиля и машинокомплекта под маркой «Lada».
ФСК ЕЭС – энергетическая компания, основанная в 2002 году, основным видом деятельности которой является передача электроэнергии по Единой национальной электрической сети. ФСК ЕЭС является дочерней компаний российского энергетического гиганта Россети.
Производственная деятельность ФСК ЕЭС помимо передачи электроэнергии, заключается в управлении Единой национальной энергетической сетью и технический надзор над объектами электрических сетей. Компания эксплуатирует более 138.8 тыс. км. линий элекропередач и 924 электроподстанции. Необходимо отметить, что с каждым годом увеличивается количество сетевых объектов эксплуатируемых компанией. Так по сравнению с 2010 годом протяженность линий электропередач увеличилась на 17.1 тыс. км., что составляет 14%, а количество подстанций увеличилось на 119 шт., то есть на 15%.
По итогам 2014 года, ФСК ЕЭС передали 518 093 млн. КВт/ч электроэнергии, что на 0.9% меньше чем в 2013.
Структура ФСК ЕЭС включает в себя 8 филиалов, работающих в 77 регионах Российской Федерации. Помимо магистральных электрических сетей (МЭС) Центра, Северо-Запада, Сибири, Западной Сибири, Юга, Урала, Волги и Востока, в компанию входит Центр технического надзора. ФСК ЕЭС обеспечивает транзит российской электроэнергии через соседние государства, а также осуществляет сбор и обработку информацию об эксплуатации 140 межгосударственных линий электропередач.
Основные финансовые показатели
По итогам 2014 года, оборот Автоваза, превысил оборот ФСК ЕЭС на 9.11%. За прошедший год выручка автомобильного гиганта составила 190.73 млрд. рублей, а энергетической компании 173.35 млрд. рублей. Необходимо отметить, что оборот Автоваза, по сравнению с 2013 годом, вырос в основном за счет девальвации рубля, ведь производство автомобилей по сравнению с 2013 годом сократилось на 1%. В свою очередь оборот ФСК ЕЭС с каждым годом увеличивается и в меньшей степени зависит от колебаний курса национальной валюты, так как компания обслуживает в основном внутренний рынок.
За последние 3 года оборот Автоваза составил 557.84 млрд. рублей, что превышает оборот компании ФСК ЕЭС на 14.82%. За аналогичный период оборот энергетической компании составил 475.18 млрд. рублей. Если рассматривать рынок сбыта Автоваза и ФСК ЕЭС, то можно предположить, что в 2015 году энергетическая компания сможет опередить Автоваз по общей выручке, так как спрос на новые автомобили падает, а сбыт электроэнергии останется примерно на одном и том же уровне.
Показатели чистой прибыли Автоваза и ФСК ЕЭС оставляют желать лучшего, так как обе компании последние два года работают в убыток. Прибыль Автоваза и ФСК ЕЭС была зафиксирована, только в 2012 году. По итогам 2014 года, убыток Автоваза составил (-24.84) млрд. рублей, а убыток ФСК ЕЭС (-20.61) млрд. рублей. Но несмотря на примерно одинаковые цифры, нужно заметить, что по сравнению с 2013 годом убыточность Автоваза увеличилась в 3.2 раза, а убыточность ФСК ЕЭС сократилась в 11.3 раза.
Такой огромный убыток в 2013 году, руководство компании ФСК ЕЭС объясняет в первую очередь обесцениванием основных средств, а также переоценкой стоимости ценных бумаг. Из-за неудачного 2013 года, общий убыток ФСК ЕЭС за 3 года составил (-248.34) млрд. рублей. Показатели Автоваза намного лучше, убыток составил (- 3.57) млрд. руб.
Что касается рентабельности, то подробно анализировать ее не имеет смысла, так как у обеих компаний она отрицательная. Автоваз закончил год с рентабельностью (-13.02%), а ФСК ЕЭС с рентабельностью (-11.89%).
Активы и обязательства
Сумма активов компаний в 2014 году в отличие, от оборота и чистой прибыли, очень сильно отличается. Активы ФСК ЕЭС составляют 935.18 млрд. рублей, что позволяет энергетической компании входить в число крупнейших российских компаний по этому показателю. Автоваз обладает активами стоимостью в 164.89 млрд. рублей. Таким образом, активы ФСК ЕЭС превышают активы автомобилестроительной компании более чем в 5.5 раз.
А вот по обязательствам, ситуация прямо противоположная. Автоваз по этому показателю имеет преимущество, хотя и не такое внушительное. Долги ФСК ЕЭС по итогам 2014 года составляют 361.94 млрд. рублей, что в 2.8 раза больше чем у Автоваза, обязательства которого равны 129.97 млрд. рублей.
Глядя на сумму обязательств за три года, можно отметить, что долги ФСК ЕЭС, остаются примерно на одном и том же уровне, а вот обязательства Автоваза с каждым годом увеличиваются. По сравнению с 2012 годом, сумма долга автомобильного гиганта увеличилась в 1.75 раза.
Если сравнивать сумму долга с оборотом компаний, то у ФСК ЕЭС обязательства составляют 208.79% от оборота, а у Автоваза этот показатель является 68.14%. Доля краткосрочных обязательств Автоваза практически равна аналогичному показателю ФСК ЕЭС. Автоваз имеет в своем пассиве 91.82 млрд. краткосрочного долга, что равняется 70.65% всех долгов компании, а ФСК ЕЭС – 119.11 млрд. рублей, что составляет 32.91% от всех обязательств компании.
Кадровая политика
Автоваз и ФСК ЕЭС в сумме обеспечивают работой более 80 тыс. человек. При этом количество сотрудников Автоваза равняется 58 023 человек, а ФСК ЕЭС более чем в 2 раза меньше – 23 тыс. человек.
Уровень средних зарплат на предприятиях очень сильно отличается. Среднестатистический сотрудник Автоваза получает зарплату в размере 28 271 рубля, тогда как этот показатель в компании ФСК ЕЭС равняется 77 706 рублей. Таким образом, средняя зарплата в энергетической компании выше в 2.75 раз. Связано это в первую очередь с количеством сотрудников на предприятиях, так как фонд зарплаты в компаниях примерно одинаковый – у Автоваза 19.68 млрд. рублей, а у ФСК ЕЭС – 21.45 млрд. рублей.
Производительность труда сотрудников ФСК ЕЭС более чем в 2 раза выше, чем у работников Автоваза. На каждого сотрудника энергетической компании приходится 7.53 млн. выручки, тогда как у Автоваза производительность труда составляет 3.28 млн. рублей.
Поскольку фонд заработной платы у компаний примерно одинаковый, как и оборот, то процентное отношение суммарных затрат на персонал к общей выручке у обеих компаний не сильно отличается. Автоваз тратит на оплату труда 10.32% выручки, а ФСК ЕЭС – 12.37%. Также, у энергетической компании немного больше отношение средней зарплаты к производительности. Заработная плата сотрудника ФСК ЕЭС составляет 1.03% от принесенной им выручки, а работника Автоваза – 0.86%.
Биржевая торговля
Несмотря на то, что акции Автоваза (AVAZ) пользуются намного меньшим спросом, нежели акции ФСК ЕЭС, они входят в базу расчета четырех российских индексов: РТС машиностроение, РТС промышленности, RTS 2, MICEX Start Cap. Акции энергетической компании (FEES), помимо основных российских биржевых индексов РТС и ММВБ, входят в расчет еще пяти российских индексов:
- ММВБ Энергетика
- Россия 50
- MSCI Russia
- Thompson Reuters Russia 50
- RTS Electric Utilities
Количество акций Автоваза составляет 1 822 463 131 штук, номинальная стоимость ценной бумаги равняется 5 рублей. По данным на 18.08.15 стоимость одной акции (AVAZ) на Московской бирже составляла 9.950 рублей. Количество обыкновенных акций ФСК ЕЭС равняется 1 274 665 323 063 шт., номинальная стоимость – 0.5 руб. По состоянию на 18.08.15, за одну акцию (FEES) давали 0.0649 рублей. Рыночная капитализация Автоваза на отчетную дату составляет 18.13 млрд. рублей, а ФСК ЕЭС – 82.66 млрд. рублей. Таким образом, капитализация энергетической компании в 4.5 раза больше, чем у флагмана отечественного автомобилестроения. Акции обеих компаний убыточны, на одну акцию Автоваза приходится (-4.37) руб. убытка, а убыточность (FEES) составляет (-0.16) рублей. В сравнении с текущей стоимостью, убыток (AVAZ) составляет 43.9% стоимости, а убыток акций ФСК ЕЭС – 246% от текущей цены.
Хотя компании ведут свою деятельность в разных сферах экономики, графики котировок их акций очень схожи, только (FEES) имеет большую историческую волатильность. При рассмотрении годового графика котировок акций Автоваза, видно, что стоимость (AVAZ) выросла на 9.82% по сравнению с 18.08.14. Максимальная цена в этот период равнялась 14.600 руб., что больше текущей стоимости на 46.7%, а минимальное значение составило 6.300 руб., что меньше стоимости на 18 августа 2015 года на 57.9%. Средняя стоимость акции Автоваза за прошедшие 52 недели составляет 10.530 руб., что выше текущей цены на 5.8%. Что касается цены закрытия, то максимум был достигнут 19 марта 2014 года, тогда за одну акцию Автоваза давали 12.730 руб., что на 40.51% больше, чем стоимость ценной бумаги 18.08.14. Минимальная цена закрытия была зафиксирована 30 декабря 2014 года и составила 8.410 рублей, что на 7.17% меньше, чем в начале отчетного периода.
По сравнению с 18 августа 2014 года, стоимость акций ФСК ЕЭС увеличилась на 19.72%. Максимальное значение было зафиксировано на уровне 0.0804 руб., что больше нынешней стоимости акций на 23.8%. Минимальная стоимость равнялась 0.0290 руб., что меньше текущей цены на 210%. Средняя стоимость (FEES) за последние 365 дней равняется 0.0597 рублей, что меньше стоимости от 18.08.15 на 8.7%. Максимальная цена закрытия была зафиксирована 12 марта 2015 года и составила 0.079 рублей, это на 45.63% больше чем в начале периода. Минимум был достигнут 16 декабря 2014 года и составил 0.033 руб., это меньше чем 18.08.14 на 39.32%.
Торговый оборот акций ФСК ЕЭС значительно превышает аналогичный показатель (AVAZ). За последний месяц оборот акций Автоваза составил 17,16 млн рублей, тогда как торговый оборот (FEES) почти в 100 раз больше и равен 1.659 млрд. руб. Наибольший дневной оборот за последние 30 дней у (AVAZ) равен 2.16 млн. рублей, а акций ФСК ЕЭС 195.63 млн. руб. Превосходство энергетической компании здесь также, почти в 100 раз. Среднее количество сделок по акциям Автоваза – 114, а по акциям ФСК ЕЭС – 5 451.
Итоги
Эта финансовая битва получилось такой же интересной и напряженной, как поединок между «Полюс золото» и группой «Черкизово». Ведь ни у Автоваза, ни у ФСК ЕЭС не было подавляющего преимущества. Но все же, в отличие от предыдущего поединка, здесь есть победитель и это компания ФСК ЕЭС.
Несмотря на то, что ФСК ЕЭС по итогам 2014 года уступает Автовазу по обороту и у нее намного больше обязательства, во всем остальном энергетическая компания впереди. Главными факторами победы ФСК ЕЭС стали преимущество в кадровой политике и биржевой торговле. Акции (FEES) первого уровня в котировальном листе, тогда как (AVAZ) – это второй уровень. Интерес фондового рынка к акциям ФСК ЕЭС намного выше, чем к акциям Автоваза, а кроме этого автомобилестроительная компания уже несколько лет фиксирует производственный спад, тогда как ФСК ЕЭС демонстрирует относительно стабильные операционные результаты.
Но есть показатель, что не дает назвать победу ФСК ЕЭС полной и безоговорочной – это общая чистая прибыль за 3 последних года. Ужасный показатель 2013 года, мог бы перечеркнуть все преимущество энергетической компании. Но на счастье ФСК ЕЭС, основными критериями выбора победителя, являются результаты 2014 года, которые объективно лучше, чем у Автоваза.