Слияние

Слияние – это объединение двух или более хозяйствующих субъектов, в результате чего образуется новая единица. Выделяют следующие виды слияний:

  • Слияние форм – две компании прекращают существовать как юридические лица и как налогоплательщики, образуется новое предприятие, которое получает право распоряжаться активами обеих упраздненных организаций. Кроме того, новая компания выполняет обязательства перед действующими клиентами (например, дает гарантию на продукцию, реализованную одной из фирм).
  • Слияние активов – учредители передают в качестве взноса в уставный капитал другой организации права контроля над своими фирмами, при этом сами фирмы продолжают функционировать и сохраняют ОПФ.
  • Присоединение – существует одна компания, которая получает активы остальных, участвующих в слиянии. Компании, передающие активы, упраздняются после завершения операции.

Слияние: виды

Слияние: видыНаиболее распространенная классификация предлагает делить слияния на следующие виды:

  • Горизонтальное – в одно предприятие объединяются несколько фирм, действующих по аналогичной схеме и предлагающих однородную продукцию. Преимущество такой операции очевидно: новообразованная компания является более конкурентоспособной.
  • Вертикальное – в таком слиянии участвуют фирмы, образующие одну производственную цепочку, например, поставщик и потребитель сырья. Цель этого вида слияния – минимизация издержек на выпуск товаров.
  • Параллельные – в слиянии принимают участие фирмы, производящие взаимосвязанные товары, скажем, фирма, разрабатывающая гаджеты, и компания, выпускающая технические аксессуары к ним – зарядные устройства, USB-кабели и прочее. Образованная путем слияния фирма почти всегда более рентабельна.
  • Конгломератные ­– объединяются фирмы, никак не связанные друг с другом, возможно даже оперирующие в различных отраслях. Выгода от такой сделки неочевидна.

Существуют и другие классификации: скажем, по национальной принадлежности слияния можно подразделять на внутренние, экспортные и импортные. В первом случае сделка происходит в пределах одной страны. При экспортном слиянии права на компанию передаются зарубежной организации, импортное слияние, напротив, предполагает получение прав на иностранную фирму резидентом. Также слияния делятся на враждебные и добровольные; признак такой классификации - отношение руководителей компании, которой предстоит ликвидация, к сделке.

Каковы мотивы для слияний?

Помимо очевидных мотивов, таких как снижение издержек и повышение конкурентоспособности, у руководителей организаций могут быть и другие причины идти на слияние. В их числе:

  • Стремление к экспансии или диверсификации. Компании считают, что исчерпали свой потенциал и способны развиваться и расширяться дальше, только дополняя друг друга.
  • Синергия – закон, утверждающий, что совокупный эффект больше, чем сумма эффектов двух фирм, действующих отдельно. Стремлением к синергии обычно оказываются продиктованы параллельные слияния.
  • Стремление к образованию монополии в отрасли.
  • Желание повысить качество управления. Компании считают, что, если оставят в числе топ-менеджеров только самых квалифицированных специалистов, им удастся добиться лучших результатов.
  • Стремление к оптимистическим показателям. Если компания не хочет терять свой авторитет среди инвесторов и аналитиков, но ее финансовая отчетность оставляет желать лучшего, она может организовать слияние с другой, более успешной фирмой.
  • Личная заинтересованность руководителей.

Как происходит процесс слияния?

Процесс слиянияПроцесс слияния предполагает последовательное выполнение следующих этапов:

  1. Принимается решение о слиянии и формируется стратегия, которая должна отвечать на вопрос: каких выгод позволит добиться операция каждому из участников сделки? Важно отметить: компании должны уведомить налоговый орган о своем намерении в срок максимум 3 дня после принятия решения, а кредиторов – в месячный срок.
  1. Готовится отчет о рыночной стоимости компаний-участников. Стоимость определяется на основе цен акций.
  1. Создается команда, которая и будет заниматься слиянием. В такую команду должны входить помимо самих руководителей PR-менеджер, юрист, аудитор, финансовый консультант. От профессионализма участников зависит длительность процесса.
  1. Интеграция компании и последующая государственная регистрация акций новой фирмы, а также подача уведомления ФСФР.
  1. Определение тактики принятия управленческих решений, формирование новой команды персонала.
  1. Оценка завершенного слияния в соответствии с целями, которые были определены на этапе №1.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders — подписывайтесь на наш телеграм-канал

  • слияние
  • виды слияний
  • мотивы для слияний

Похожие публикации

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP