В среду, 20 января, российская валюта буквально обвалилась. Курс рубля, к моменту закрытия основной торговой сессии на Московской бирже, упал к доллару на 4.15% до 81.80, а к евро до 89.30. Можно сказать, что нынешняя ситуация на валютном рынке в России очень близка к той, что была в декабре 2014 года. Поводом такой аномальной динамики стал очередной обвал нефти – к моменту закрытия российских биржевых площадок цены на Brent обваливались на 4% до 27.6 долларов. Так дешево нефть не стоила с конца 2003 года.
Последние 2 месяца курс российской валюты оставался относительно стабильным несмотря на виток обвала нефтяных котировок. Однако, с начала прошлой недели спекулянты сумели раскачать рынок – сначала фондовый, а теперь и валютный. При этом Центральный Банк в ситуацию практически не вмешивается, несмотря на настойчивые призывы коммерческих банков. Если обвал национальной валюты продолжится, то все надежды на снижение инфляции, а соответственно и перспективы смягчения денежно-кредитной политики, будут отложены до лучших времен.
В такой ситуации, когда рынок предоставлен сам себе, крупные серьезные игроки решили просто уйти из российских активов, а спекулянты продолжают давить низколиквидный рынок. В итоге мы можем столкнутся со вторым валютным кризисом за последние 1.5 года. Несмотря на снижение зависимости от импорта, все равно инфляция из-за очередного обвала курса национальной валюты подскочит по итогам января минимум на 1%, а годовой рост потребительских цен составит свыше 12.5%.
Ни к чему хорошему это не приведет. Как минимум до конца 2 квартала устойчивого снижения инфляционных ожиданий не будет, а потому и снижение ключевой ставки произойдет в лучше случае во 2 полугодии текущего года. В итоге, роста ВВП в этом году ожидать точно не стоит – скорее всего, сокращение экономики составит еще минимум 1.5%, инфляция будет не ниже 9%. Среди дополнительных негативных последствий – усиление оттока иностранных инвесторов, еще больший спад потребительской активности, углубление сокращения розничного торгового оборота и всех сфер экономики и бизнеса, которые ориентированы на внутренний спрос.
При этом ожидать поддержки экономического роста за счет экспорта точно не стоит, скорее наоборот. Из-за обвала цен на нефть и другие сырьевые товары, объемы валютных поступлений будут ниже, чем в 2015 году. Несырьевой экспорт (исключая нефтепродукты и обработанную энергетическую продукцию) пока составляет менее 40% от общего объема валютных доходов и даже сравнительно активный его рост не способен нивелировать негативный эффект от сокращения нефтегазовых доходов.
Все указывает на то, что нынешнюю ситуацию проглядели в ЦБ. Можно однозначно утверждать, что валютная политика российского регулятора провалилась. Допустить дважды валютный кризис в стране за неполные 1.5 года надо очень сильно постараться. Даже в 1998 году обошлись одним девальвационным шоком, а ведь тогда ситуация в экономике и финансовом секторе была куда более плачевной – один только внешний государственный долг превышал 170% от ВВП, что на тот момент было самым большим показателем.
При нынешних нефтяных ценах совершенно бессмысленно девальвировать валюту для поддержки бюджетных поступлений, а тот инфляционный шок, который последует, если рубль продолжит падать, заставит власти увеличить социальные расходы в ущерб прочим статьям. В противном случае значительно увеличится социальная напряженность и снизится доверие к действующей власти.
Нынешний обвал рубля может привести к окончательному подрыву доверия к национальной валюте как со стороны населения, так и со стороны экономических агентов. Последствия как для финансовой системы, так и для всей экономики в целом будут весьма плачевные. Что хуже всего – восстановить доверие к рублю будет крайне сложно, в ближайшие несколько лет все будут стараться уходить в иностранную валюту, что будет оказывать давление и на ЗВР Центрального Банка, и на показатели платежного баланса.