Участие институциональных инвесторов в криптовалютном рынке могло бы стать хорошим импульсом для развития индустрии, но крупные игроки боятся входить на рискованный и высоковолатильный рынок. Рассматриваем причины, которые сдерживают институциональных игроков, по мнению экспертов аналитического портала euromoney.com.
При поиске решений для привлечения институциональных игроков на рынок криптовалют мы сталкиваемся с задачей типа «что появилось раньше – яйцо или курица?» Так, большие надежды возлагаются на то, что повышение ликвидности по мере становления этого рынка приведет к снижению волатильности, что в свою очередь усилит приток капитала.
Объемы институциональной торговли криптовалютами остаются низкими по сравнению с другими классами активов. Это один из главных выводов, к которому по результатам исследования развития криптовалютного рынка пришла компания GreySpark Partners. В своем отчете они отметили снижение темпов появления новых криптовалютных хедж-фондов. Сегодня их доля в общем количестве фондов, работающих на всех других классах активов, составляет всего около 2%.
Мэри Патерсон, аналитик GreySpark и соавтор упомянутого отчета, признает наличие ряда препятствий для институциональной торговли. К ним можно отнести нормативную неопределенность, высокий уровень волатильности и недостаток кастодиальных решений, которые бы признавались профессиональными инвесторами как достаточно надежные (кастодиальные криптовалютные решения – продукты, которые предоставляются третьей стороной для хранения и защиты криптовалюты – Ред.) В то же время, она предполагает, что по мере становления криптовалютных бирж и других маркетмейкеров ликвидность стабилизируется и перестанет быть фактором, усиливающим ценовые колебания.
Многие институциональные инвесторы работают с криптовалютами на внебиржевом рынке, чтобы минимизировать риски, связанные с исполнением сделок и прохождением транзакций. Такой подход дает доступ к кредитным линиям от устоявшихся финансовых учреждений, которые те, подобно брокерским конторам, готовы предоставлять, обслуживая риски, связанные с новыми и экзотическими инвестиционными инструментами и классами активов.
Еще одним важным фактором, сдерживающим рынок, является отсутствие надежных кастодиальных решений. Многие игроки ждут, пока эту роль возьмут на себя такие крупные компании, как State Street и Northern Trust. Есть некоторые сложности с поиском эффективных, с точки зрения использования капитала, инструментов для открытия шортовых или хеджирующих позиций.
В то же время, устоявшиеся провайдеры демонстрируют некоторую положительную динамику в отношении создания кастодиальных решений специально под криптовалюты. Разработкой последних занимаются как существующие инфраструктурные поставщики, например SIX и Intercontinental Exchange, так и некоторые стартапы.
«Нас ждет период разрозненных действий, пока участники рынка не определятся с выбором наилучшей модели. Но уже в скором будущем кастодиальные услуги перестанут быть непреодолимым препятствием, каковым являются сейчас», – говорит Патерсон.
В ответ на просьбу обозначить факторы, которые смогут убедить крупные кастодиальные компании начать разработку решений для криптовалютного рынка, автор отчета отметила, что для разработки таких решений требуются масштабные инвестиции, включая создание IT-инфраструктуры и найм соответствующих специалистов.
«Не удивительно, что, пока у регуляторов отсутствует четкая позиция, кастодиальные компании не решаются на активные действия», – сказала Патерсон. Кроме того, сохраняется определенный скептицизм в отношении способности криптовалют сохранять средства участников рынка в течение длительного времени, без чего теряется смысл такой инвестиции.
Трудно сказать, что именно необходимо для создания четкого нормативного поля для криптовалютных активов, учитывая, что большинство регуляторов заняли выжидательную позицию. Сегодня регуляторы могут быстро реагировать только в двух случаях: когда возникает общественный скандал, или когда государство недополучает значительный доход в виде налогов или штрафов. Первое обстоятельство должно сохраняться. Второе может быть задействовано в том случае, если инвесторы с реальными деньгами решатся принять риски и всерьез возьмутся за торговлю. Но это, опять-таки, ситуация с курицей и яйцом. Вот почему так необходим приход в эту отрасль крупных и уважаемых брендов.
Уэйни Йосепа, руководитель финансово-технологической группы GreySpark, считает, что маркетмейкеры должны тесно сотрудничать с менеджерами проектов ICO для стабилизации монет, используя различные приемы, в том числе традиционные взаимоотношения между маркетмейкерами и эмитентами, которые включают в себя поддержку двойного курса валют, особенно в обстоятельствах, когда на рынок выходят новости, способные оказать влияние на цену.
«Аналогичную функцию может выполнять установление минимальных цен, когда руководители проекта ICO согласуют с маркетмейкерами некоторое пороговое значение, чтобы защитить монету от попыток внешних участников рынка искусственно стимулировать ее инфляцию», – говорит он.
Йосепа предполагает, что рынок ICO чрезмерно раздут и будет сокращаться. В теории циклов Гартнера такая стадия называется впадиной после утраты иллюзий. «Это может означать, что новым монетам в течение ближайших 12-18 месяцев трудно будет привлекать покупателей, и что ландшафт будет сжиматься», – делает заключение Йосепа.
Пол Голден (Paul Golden)
Источник: https://www.euromoney.com