Крупнейший производитель легковых автомобилей в России и странах Восточной Европы ОАО «АвтоВАЗ» является правопреемником советского автомобилестроительного предприятия, выпускавшего «Жигули», «Самара», «Нива», «Ока» и «Спутник». Предприятие характеризуется высоким производственным потенциалом, имеет широкую дилерскую сеть и сеть объектов по техобслуживанию автомобилей. ОАО «АвтоВАЗ» осуществляет свою деятельность на территории 19 стран. После многочисленных процедур слияний и поглощений компания имеет более 270 дочерних предприятий. Всего на всех объектах «АвтоВАЗа» трудится более 56 тысяч человек. Базовое производство и головной офис расположен в Тольятти (Самарская область). Капитализация на октябрь 2014 года составляет более 18 миллиардов рублей. Годовой оборот за прошлый 2013 год составил 177 миллиардов рублей, но чистый убыток составил более 7 миллиардов рублей.
Структура акционерного капитала ОАО «АвтоВАЗ»
Открытым акционерным обществом предприятие стало в 1993 году. Контрольный пакет акций ОАО «АвтоВАЗ» (свыше 50%) и сам контроль над предприятием принадлежит альянсу Renault-Nissan. 24,5 % ценных бумаг является собственностью государственной корпорации «Ростехнологии». Но формально более 81 % акций обыкновенных и 47 % привилегированных «АвтоВАЗа» принадлежит компании Alliance Rostec Auto BV (Нидерланды). Она же в свою очередь является собственностью вышеназванных предприятий: более 63% - альянсу Renault-Nissan и более 32% - государственной корпорации «Ростех».
Ценные бумаги ОАО «АвтоВАЗ»
• Акции обыкновенные именные бездокументарные. Данные ценные бумаги выпущены в количестве более 1,8 миллиардов штук или около 80 % уставного капитала. Номинальная стоимость 5 рублей. Акции имеют низкий уровень ликвидности. Торгуются на ММВБ по котировальному листу Б с тикером AVAZ.
• Акции привилегированные. Данные ценные бумаги выпущены в количестве более 461 миллионов штук или более 20% уставного капитала. Номинальная стоимость 5 рублей. Торгуются на ММВБ с тикером AVAZP. Уровень ликвидности низкий.
• Корпоративные облигации. За время существования ОАО «АвтоВАЗ» выпустило 4 тиража облигаций. Все выпуски погашены, обязательства исполнены. Данные ценные бумаги были процентными документарными на предъявителя. Номинальная стоимость всех выпусков была 1 тысяча рублей. • GDR (глобальные депозитарные расписки). Неспонсируемая программа GDR была реализована в мае 1998 года. На тот момент 1 GDR конвертировалась на 30 обыкновенных акций. В 2002 году банк депозитарий Bank of New York осуществил дробление, после которого 1GDR стала конвертироваться к 5 обыкновенным акциям. Ценные бумаги прошли листинг на фондовых биржах Берлина и Франкфурта. На сегодняшний день торгуются на Франкфуртской площадке с тикером AVVG.
Прогнозы по ОАО «АвтоВАЗ»
Не смотря на выпуск новых модельных рядов ценные бумаги ОАО «АвтоВАЗ» не слишком повысили свою привлекательность. Более того, информационная закрытость предприятия делает денежные вложения в них достаточно рискованными. Некоторые эксперты комментируют ситуацию, как кризисное время «АвтоВАЗа». И это не смотря на то, что убытки предприятия снизились в 3 раза в сравнении с 2009 годом. Динамика стоимости акций совершенно непредсказуема. Но в целом, введение санкций относительно России и снижение объемов новых импортных автомобилей сказывается на предприятии положительно, то есть «АвтоВАЗ» планирует по итогам года операционную прибыль. С другой стороны объемы продаж 2014 года уменьшились.