Понимая,что тема падения рубля уже пережевана много раз, все же решил написать статью об альтернативе,которой воспользовалась Малайзия во время финансового кризиса.
На момент написания статьи курс валют составляет чуть менее 54 рублей за доллар США. Т.е. произошла плавная,почти 100%-ная девальвация (сильнейшая со времен дефолта 98-го года), а в моменты курс достигал 78 рублей.
[kursdollara]
Еще год назад никто и не могу подумать о таком развитии событий, однако напряженность в этом году развивалась катастрофически быстрыми темпами. Кризис в экономике,который наблюдался еще до 2014 года был подогрет еще гео-политической напряженностью на Украине, обменом санкциями со странами Запада и их сателлитами, падением цен на нефть со 110 долларов до 55 и многое другое.
Руководство страны уже вслух говорит о двухзначном уровне инфляции, снижении роста экономики до 1%.
Отток капитала за 2014 год ожидается на уровне 120-140 млрд. долларов, а в 2015 прогнозируется не менее 100 млрд.
Вся борьба ЦБ заключалась в валютных интервенциях, поднятии ключевой ставки, выделении банкам миллиардов долларов и введении дополнительных налогов на бизнес.
Про последствия говорить не буду,они видны и без моих слов. Мне больше хочется привести несколько примеров, как одна азиатская страна боролась с кризисом в финансовой сфере.
Ну, ближе к делу.
Одним из главных экономических собитий конца 20-го века стал кризис в странах, которые называли "азиатскими тиграми". Первоначально кризис затронул Таиланд и Малайзию, но затем перекинулся на Гонконг, Сингапур, Индонезию, Южную Корею и ,отчасти, Японию. Развития кризиса было довольно неожиданным, т.к. экономики этих стран показывали высокие темпы роста: в 1990-1996 г.г. среднегодовой темп прироста ВВП составил в Южной Корее 7,2%, Малайзии и Сингапуре – 8,7, Таиланде – 8,4, Индонезии – 7,6%. На фоне таких успехов начались огромные инвестиции, которые доходили до отметок в 2-3% ВВП. Все это расцветание привело к "буму" кредитования, когда кредит могу получить каждый, достаточно иметь нужные связи, а не нужные средства на поддержание долга. Это явление очень хорошо подпало под определение "кумовской" капитализм. Известны примеры, когда кредиторы брали кредит в США или Японии под низкий процент и оформляли ссуды в своих странах по более высоким процентам. Учитывая,что экономический рост был высоким,а курсы валют этих стран не менялись,то такие махинации давали огромные прибыли. Благодаря поступлению дополнительных средств стоимость активов росла, что открывало возможности для нового поступления инвестиций.
Т.к. активы приобретались на кредитные средства, которые подлежали рефинансированию, то прибыльно реализовывать эти схемы становилось все труднее и некоторые участники были вынуждены продавать активы, чтобы погасить задолженность. Распродажа активов в недвижимости и банковской сфере,что привело к панике на валютном рынке. Валюта в Индонезии и Малайзии обесценились на 30-40% , что повлекло коллапс в кредитной сфере, т.к. оплатить кредиты согласно новому курсу валют представлялось невозможным.
В июле 1997 г. центральные банки Малайзии и Индонезии предприняли попытки защитить свои национальные валюты, а в сентябре представители правящих кругов этих стран возложили вину за возникшие проблемы на биржевых спекулянтов. В октябре тяжкий удар испытал фондовый рынок Гонконга - курсы акций за 4 дня упали на 1/4 (наиболее сильный спад за все время существования фондового рынка).Наличие на балансах местных банков большого количества просроченных ссуд вызвало необходимость получения ими дополнительных зарубежных кредитов, которые, в свою очередь, не могли быть погашены.
Кризис привел к падению производства,сокращению числа рабочих мест, банкротству банков и кредитных организаций.
В этой ситуации понадобилась помощь от МВФ,которая предполгала финансирование программ по стабилизации на сумму около 40 млрд. долларов. Однако просто так эту помощь МВФ проводить не собиралось, организация выставила свои условия:
— плавающий курс национальной валюты;
— либерализация обменного курса;
— отсутствие ограничений на операции с капиталом;
— повышение учетных ставок во имя борьбы с инфляцией и повышения доверия инвесторов;
— минимум государственной помощи банкам и проблемным компаниям;
— снятие ограничений на право иностранцев владеть собственностью;
— приватизация государственной собственности;
— сокращение или отмена государственных субсидий.
Единственная страна,которая отказалась от данной программы была Малайзия. Учитывая отток капитала в 11 млрд. долларов, падения курса национальной валюты в 2 раза и падение индекса фондовой биржи Куала-Лумпура с 1000 пунктов до 260 всего за год, это требовало огромных усилий, чтобы спасти экономику от дефолта. Приняв такие меры в начале страна получила падение ВВП на 6,7% в 1998, против роста в 7,7% в 1997 году. Поняв, что реформы от МВФ не приведут страну к стабилизации, а лишь усугубят положение, руководство страны решило от них отказаться и перейти к собственной программе, которая далее получила название "Новая экономическая политика - НЭП" (прямо как у нас в 1920-е).
Был создан "Комитет по реструктуризации корпоративных долгов", который функционировал при ЦБ. Его цель состояла в помощи финансовым институтам, пострадавшим от кризиса. К середине 1999 года Комитет вложил свыше 7,5 миллиарда ринггитов в проблемные банки, что уберегло их от банкротства,а к концу 2000 года были выкуплены долговые обязательства на сумму 47,5 миллиарда ринггитов, которые на данный момент погашены.
В сентябре 1998 года правительство Малайзии ввело контроль за обращением капитала, который был нацелен, в основном, на офшорные рынки в Сингапуре и краткосрочные портфельные потоки. Правительство Малайзии считало, что офшорные рынки ограничивают возможности по быстрому снижению процентных ставок. В конце сентября 1998 года контроль принял форму административных требований по возврату ринггита (национальная валюта) из офшорных зон, и был введен однолетний срок держания для репатриации притока портфельных капиталов. Последние виды контроля были заменены в феврале 1999 года на систему постепенных сборов за вывоз, и в сентябре 1999 года были дополнительно смягчены. Был административно зафиксирован курс национальной валюты, введен запрет на торговлю национальной валютой за пределами страны, были введены ограничения для неризеднтов, которые проводят операции с ценными бумагами и другие меры, которые открыто шли вразрез с требованиями,предоставляемыми МВФ. Таким образом восстановление экономики началось не медленным закруглением на графике, а мощным импульсом.
Меры, которые были приняты правительством Малайзии полностью оправдали себя. Только за один посткризисный год валютные запасы Малайзии увеличились более чем на 30 млрд. долларов,что дало возможность Малайзии найти выход из сложнейшего кризиса без помощи МВФ и других международных финансовых структур,которые предлагали "шоковый" вариант спасения.
Именно опыт Малайзии показывает,как можно справиться с финансовым кризисом, во многом,административными мерами. Еще этому поспособствовала политическая стабильность в стране, где у власти был достаточно авторитарный Махатхир Мохамад, который правил страной 22 года.