Что такое кредитный рейтинг?
Кредитный рейтинг - это мера платежеспособности и кредитоспособности страны, организации, частного лица и т.д. Рейтинг рассчитывается на основе прошлых и текущих финансовых показателей субъекта, а так же учитывает взятые в будущем финансовые обязательства.
26 января случилось то, чего многие ожидали еще в конце декабря – суверенный рейтинг в России был понижен до так называемого «мусорного» уровня. Правда есть оговорка – понижение рейтинга было осуществлено только агентством S&P до уровня “ВВ+”. И тем не менее, это очень серьезный прецедент, который может вызвать значительный отток капитала западных инвесторов, в особенности институциональных, из российских рынков.
Все дело в том, что институциональные инвесторы технически не имеют возможности вкладывать деньги в неинвестиционные ценные бумаги – у них просто заложено такое ограничение при инвестировании капиталов. И тем не менее, событие это было весьма ожидаемым рынком и поэтому вряд ли вызовет сильно негативный тренд на российских рынках. Однако изучить обоснованность такого рейтинга и последствия, в том числе и для самой S&P, все-таки не помешает.
Рассчет кредитного рейтинга
Для начала разберем те критерии, по которым присваивается кредитный рейтинг той или иной стране. Оценивается для начала платежеспособность той или иной страны по национальной и иностранной валюте. Т.е. проводится анализ долговой нагрузки бюджетов и делается вывод относительно того, способна ли страна безболезненно расплачиваться по долгам или нет.
В случае с Россией, общая сумма внешнего госдолга не превышает 50 млрд. долларов – порядка 2.5% от ВВП. Сумма ничтожная и одних только правительственных фондов у государства порядка 200 млрд. долларов, что более чем достаточно для выплаты внешних долгов.
Внутренний госдолг уже более внушительный – порядка 6.5 трлн. рублей (около 100 млрд. долларов по нынешнему курсу), но и этот объем не такой большой и составляет менее 10% от ВВП. Таким образом, общий государственный и внешний долг страны составляет менее 12% от ВВП, а ежегодные расходы бюджета на выплаты по госдолгу не превышают и 5% в целом. Свободные средства для выплаты по долговым обязательствам составляют порядка 1.5 трлн. рублей в год, что составляет более 12% от общего объема госдолга, что позволит разместить например 10-летних гособлигаций на общую сумму 15 трлн. рублей.
Для сравнения, в США госдолг уже превышает 18.2 трлн. долларов, а бюджетные расходы по нему больше, чем на оборону (на одни только выплаты по процентам ежегодно тратится не менее 300 млрд. долларов). Таким образом по показателю платежеспособности по идее Россия даже превосходит американскую экономику.
Оценка субъекта
Далее оценивается конкурентоспособность и привлекательность экономики. То есть анализируется структура экономики на предмет устойчивости от внешних и внутренних шоков, а также анализируются финансовые риски. Кроме того, анализируется также возможность страны генерриовать валютную выручку от экспортных операций и структура торгового и платежного балансов. По всем этим показателям позиции у России довольно неплохие.
Так, по версии всемирного экономического форума в Давосе, за 2013 год место экономики России в рейтинге глобальной конкурентоспособности составило 54 из 144 стран (в 2012 году было 64 место). При этом структура экономики значительно изменилась – если опять же в 2013 году на долю сырьевого сектора приходилось до 20% от ВВП, то теперь порядка 17% (данные Росстата).
Более того, стремительно меняется и структура экспорта – по данным МЭР, в 2014 году впервые в истории несырьевой экспорт составил более 50% (данные предварительные), правда в целом экспортные доходы сократились по данным ведомства почти на 4%. Если анализировать данные Росстата за январь-ноябрь, то получится, что на сырьевой экспорт в целом приходится порядка 60%, все остальное – несырьевая продукция с относительно высокой добавленной стоимостью.
Таким образом, что касается это составляющей, то опять же позиции России выглядят довольно сильными. Оснований сомневаться в платежеспособности по этому критерию – нет.
Ключевой критерий оценки кредитного рейтинга заключается в возможности дефолта эмитента. То есть оценивается насколько возможен дефолт по государственным облигациям и госгарантиям если, например, случается кризисная ситуация. В случае с Россией такое в принципе невозможно, по одной простой причине – уровень госдолга не превышает даже объем правительственных фондов.
При этом уровень внешнего долга России (с учетом долгов корпораций) в прошлом году сократился до менее чем 600 млрд. долларов, сократившись в целом за год на 17.7%. Таким образом, общая долговая нагрузка экономики не превышает 35% от ВВП. Для сравнения – в Евросоюзе уровень внешнего долга в целом превышает 80% от ВВП, а общий госдолг стран участниц в целом достигает 100% от ВВП. По этому критерию можно сказать, что позиции России являются, пожалуй, одними из наиболее надежных в мире и оснований сомневаться в возможности расплатиться по долгам даже в кризисной ситуации (как например сейчас) – нет.
Еще один критерий, это возможность привлечения новых займов. Вот здесь, наверное, и есть основная проблема для России, поскольку речь идет о возможности эмитировать долговые бумаги на внутреннем и внешнем рынках для привлечения долгового финансирования. А как известно из-за санкций возможности нашей страны по привлечению внешнего финансирования сильно ограничены, да и привлекать внутреннее рублевой долговое финансирования крайне сложно из-за экстремально жесткой политики Банка России. Поэтому по данному критерию у России действительно есть ряд слабостей.
Однако в целом же говорить о том, что Россия не является платежеспособной и кредитоспособной на основании всех перечисленных критериев не приходится. Таким образом, можно сделать вывод, что ключевым основанием для понижения рейтинга агентством S&P является именно фактор санкций (под различными предлогами и синонимами). Это не является объективной оценкой, хотя конечно обвинять рейтинговые агентства (пусть даже они и американские) в ангажированности таких рейтингов в отношении России нельзя. Пожалуй, скорее это неполная и не очень объективная оценка, чем намеренное искажение.
Если подвести итог, то можно сказать, что установление России таких же рейтингов, как и Венгрии (у которой долги хуже греческих) не является объективным и вряд ли будет всерьез восприниматься крупными инвесторами в страну, которые вкладываются не в ценные бумаги, а именно в экономику. Поэтому влияние такого шага со стороны S&P будет весьма ограниченным.