В настоящее время спред Brent-WTI торгуется на минимальных значениях с ноября 2010 г., что сказывается и на весьма изменчивой природе крэк-спредов.
После некоей отправной точки отсчета в $ 20 между Brent и WTI в феврале текущего года, WTI возглавила победное шествие, остановившись на соотношении спреда в $0,66 по состоянию на 18 июля. Что движет всеми этими поистине тектоническими изменениями? Для начала, как отмечают многие эксперты, складские запасы в США упали до отметки в 27 млрд барр., поскольку нарастили свою активность НПЗ. По данным EIA, в настоящее время переработка демонстрирует самые высокие темпы прироста производства с лета 2005 г. Кроме того, кривая WTI находится в траектории крутой бэквордации, о чем явственно свидетельствуют спреды периода октября-сентября, расширившиеся до $ 1,52/барр. после движения в узком диапазоне $0,14 ранее в июне.
Сопоставляя сужение спреда с наилучшими показателями, можно подсчитать, что WTI за последнее десятилетие торгуется со средней премией к Brent в $3,20/барр., тогда как такой же средний спред Brent с начала года и по сегодняшний момент составил $15,99/барр.
Если смотреть с производственной стороны, то спред «нефть-нефтепродукты» с начала года вообще находился на американских горках. В качестве примера сравним спред газойль-Brent: в начале мая – $9,20/барр., в настоящее время – $21,53/барр. Одновременно, спред в паре ULSD (низкосернистое дизельное топливо)-Brent в двенадцать раз превысил свои месячные показатели и торгуется на уровне $21,53/барр. (хотя в марте было $11,65/барр.). С другой стороны, спред по газойлю-WTI торгуется на своих месячных минимумах: $16,62/барр. (в октябре было $46,40/барр.). То же самое и по паре ULSD-WTI – $22,19/барр. (в период 12 месяцев – $45,30/барр.).
Очевидно, что изменения в нефтяных и крэк-спредах выражены хеджевой природой поведения производителей, переработчиков и потребителей. На графиках выше показана зависимость от спредов и того, что, как и где производится/перерабатывается/потребляется.
Причем на графиках весьма отчетливо видны т.н. хеджгуляции – спекуляции, замаскированный под хеждирование. Давайте вспомним, что еще не прошло и несколько месяцев, как многие участники рынка провозгласили о конце эпохи WTI как бенчмарка на рынке нефти.
Теперь рассмотрим конкретный пример. Авиакомпании необходимо захеджировать свои риски цены на топливо по Brent, тогда как ее фактические затраты больше коррелируют с ценой WTI. С начала года был проведен анализ, показавший, что при спреде в $20 возникают убытки на «возможные потери» из-за хеджирования по Brent. Основываясь на финансовых отчетах. Руководством делается вывод о том, что еще несколько авиакомпаний столкнулись ровно с такой же ситуацией. В то время. Как они, по всей видимости, не испытывали прямых потерь, однако, косвенные от роста Brent и WTI, безусловно, понесли. Подводя черту, стоит оговориться, что хеджироваться стоит активами, которые имеют высокую корреляцию с фактическими издержками компании.
А теперь вернемся к краху сентября 2008 г. Как себя вел в период с 19 по 22 сентября спред Brent-WTI? По WTI спред составил $16,37/барр., тогда как по Brent – всего $6,43/барр., поэтому трейдеры буквально вспахали фьючерсы на WTI. будучи уверенными в спасательных операциях правительство по отношению к финансовой системе.