Приветствую всех читателей на своем блоге! В своих статьях я многое что уже рассматривал, постарался не только собрать интересные и перспективные инвестиционные идеи для управляющих и трейдеров, но и освятить на сколько это было в моих силах экономические вопросы. Однако один крайне важный вопрос, на мой взгляд, был несправедливо мною проигнорирован – вопрос с российским государственным бюджетом. Тем более, что буквально накануне с докладом перед Советом Федерации по бюджетному планированию на 2016 год выступал Минфин России Антон Силуанов. Я посмотрел его выступление до конца и честно признаюсь – во многом был удивлен, и удивлен очень сильно. Забегая вперед скажу, что я считаю изложенную бюджетную политику на будущий год сигналом к проведению структурных реформ в экономике и это является безусловно позитивом. Но обо всем по порядку.
В начале своего выступления Силуанов заявил, что в бюджетной сфере России на сегодняшний день существует очень много рисков и негативных моментов. Так, ненефтегазовый дефицит государственной казны составляет 11% ВВП (правда в официальных документах того же ведомства я нашел цифру около 9% в январе-октябре нынешнего года), а первичный дефицит бюджета в целом при текущих ценах на нефть – порядка 4% от ВВП. Однако, несмотря на это, по словам Силуанова, гораздо более эффективным решением данных проблем было бы не увеличивать налоговую нагрузку на экономику, а способствовать росту поступлений за счет роста национального ВВП. Более того, в ведомстве предлагают и вовсе сократить долю бюджета в структуре экономики – до 2008 года доля доходной части казны составляла лишь 15-16% от ВВП, теперь же она достигает 20-21%. И мне, на самом деле, ход мыслей г-на Силуанова нравится – действительно, чем аккумулировать национальные богатства в государственных структурах, лучше позволить этим ресурсам самостоятельно распределиться в экономике, что будет гораздо более эффективным решением и позволит значительно снизить коррупционный налог на бизнес.
Далее, как отметил министр, последние меры Правительства и непосредственно Минфина получили широкое признание, в том числе и на международном уровне – в частности, недавно Moody’s улучшило прогноз по суверенному рейтингу России с «негативного» на «стабильный» (правда пока сам рейтинг пока находится ниже инвестиционного уровня на одну ступень – Ba1), и про это, кстати, я тоже писал статью. Ну и надо сказать, что тут он тоже прав – действительно, если посмотреть на состояние российской экономики, то признаки не просто стабилизации, но и даже оздоровления уже налицо. Я все расписывать не буду, так как про это есть много чего написанного в других моих публикациях, а отмечу лишь некоторые ключевые моменты. Во-первых, резко замедлился чистый отток капитала из страны – если в 2014 году этот показатель превысил 151.5 млрд. долларов, то в январе-ноябре составил лишь 53 млрд. долларов (то есть спад более чем в 2.5 раза – со 118 млрд. долларов в аналогичном периоде 2014 года). Во-вторых, темпы падения ВВП оказались меньше ожидаемых – в 3 квартале сокращение экономики замедлилось до -4.1% (аналитики в среднем ожидали спада как минимум на 4.5%). В-третьих, окончательно был преодолен инфляционный шок из-за резкой девальвации рубля (в ноябре годовая инфляция упала до 15%).
Ну и самое главное в речи Силуанова, что собственно и вдохновило меня на написание этого материала – о качественных мерах увеличения доходов бюджета. В частности, г-н Силуанов заявил, что его ведомство планирует увеличить доходы казны не за счет повышения налогов или введения новых сборов, а за счет более эффективной собираемости существующих налоговых программ. В частности, для этого планируется внедрить систему электронного документооборота и принять меры для борьбы с уклонистами от уплаты налогов. По сути это означает, что в ведомстве уже на официальном (то беж на самом высшем уровне) признают серьезную проблему коррупции, которая сильно мешает получать бюджету те доходы, которые собственно ему полагаются. Иначе говоря – власти, наконец, приняли решение идти не количественным, а качественным путем. И в данном направлении действительно можно отметить успех в некоторых направлениях. Так, поступления от НДС за январь-октябрь в консолидированный бюджет подскочили почти на 18% - до 2.14 трлн. рублей, поступления от налога на прибыль выросли на 14.6% и превысили 2.3 трлн. рублей, и так далее. Всего же, поступления в федеральный бюджет увеличились за период на 14% до 5.9 трлн. рублей, а в консолидированный бюджет рост поступлений составил 11% - до более чем 11.7 трлн. рублей.
Фактически, в стране продолжается структурная реформа в налоговой сфере – выпадающие доходы от федеральной таможенной службы компенсируются ростом поступлений по налогам. Так, поступления в федеральный бюджет от таможенных пошлин составили лишь чуть более 4 трлн. рублей, что почти на 30% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Для сравнения – в целом за 2014 год сбор таможенных платежей составлял свыше 7.1 трлн. рублей. При этом, из этой суммы лишь около 2.3 трлн. рублей приходится на экспортные пошлины, остальные 1.7 трлн. рублей – на импортные. Такой результат связан с налоговым маневром – Правительство постепенно снижает таможенные сборы на экспорт нефти и нефтепродуктов и одновременно с этим увеличивает НДПИ. Таким образом, снижается зависимость бюджета от цен на нефть и что самое главное – от экспорта нефти. Бюджетная модель в стране переориентируется с внешних источников поступлений на внутренние ресурсы. Это и есть те самые структурные преобразования. В перспективе это позволит сделать бюджет более сбалансированным и стабильным, менее зависящим от цен на нефть и прочие товары (особенно остро этот вопрос встал после валютного кризиса в декабре 2014 года).
На мой взгляд, наиболее важный момент из речи Силуанова – это что рост налоговых поступлений будет опираться не на дополнительные налоговые и прочие сборы, а на рост экономики и деловой активности. То есть по сути, что это означает (если конечно власти действительно хотят закрепить такой принцип на законодательном уровне) – отныне стимулировать увеличение доходной части государственной казны будут за счет роста экономического потенциала страны. Иными словами – теперь стимулом для Минфина и прочих ведомств для увеличения бюджетных поступлений является именно стимулирование экономического роста. Почему это важно? Да потому что иначе у власти ни на местах, ни на федеральном уровне не будет ровным счетом никакой мотивации для обеспечения устойчивого роста экономики и благосостояния населения. Я повторюсь – я не утверждаю, что это действительно так и будет, однако если Силуанов действительно озвучил реальные принципы работы Правительства, то это является несомненным позитивным сигналом для всех участников экономических отношений в нашей стране.
Подводя итог, хотел бы пару слов сказать еще об институциональных изменениях в экономике в целом. Я не раз и не два писал и говорил о том, что уйти от нефтегазовой зависимости России поможет обвал нефтяных цен. Тогда мне все говорили, что если рухнет цена на нефть, то рухнем вместе с ней и мы. Однако сейчас стоимость барреля остается ниже 40.0 долларов, но где разговоры о крахе российской экономики? По-моему наоборот все говорят о преодолении пика спада ВВП и начале процесса оздоровления? В общем и целом я бы хотел отметить, что мои ожидания относительно текущего кризиса практически оправдались – структура экономики действительно изменилась, причем кардинально (доля нефти и газа в структуре экспорта составила около 35%, значительно снизилась зависимость бюджета от нефтегазовых доходов, инфляция гораздо менее остро реагирует на изменение валютных курсов). В конце позволю себе процитировать слова председателя правления Сбербанка Германа Грефа, который коротко изложил суть моих ожиданий, о которых я написал выше: «Когда заканчиваются деньги начинаются реформы» (перефразируя – если халява в виде нефтедолларов заканчивается, то власти наконец начинают думать).