2014 год для России по-истинне является историческим. За этот год все самое худшее, что могло случится в экономике, кажется, уже случилось – санкции, обвал цен на нефть, непоследовательные действия Центробанка, война под самым боком. Кризис в России бушует и только в этом году общий ущерб экономике оценивается в 150 млрд. долларов, рост ВВП замедлился с 1.3% в 2013 году до нынешних 0.5-0.6%, в 2015 году и вовсе ожидается рецессия в пределах 3%. Под конец года и вовсе случилось неожиданное – курс рубля обвалился сразу на 60% за две недели! Ключевая ставка ЦБ 17%, паника в деловых кругах уже началась, хотя население пока держится.
Все больше экономических индикаторов говорит о надвигающемся кризисе. Инфляция, вероятнее всего, в этом году перевалит за 10%, в 2015 году может и вовсе достичь 11.5-12%. В общем говоря, все самое худшее, что мы пережили в 1998 году, повторилось за последние 3 месяца.
Но, давайте не будем паниковать, уже все равно поздно, а постараемся проанализировать ситуацию нынешнюю в экономике и понять – пациент скорее жив чем мертв, или все-таки точка невозврата уже пройдена?
Итак, для начала разберем ситуацию, которая у нас была в 1998 году и ту, что мы имеем в данный момент. Первым делом нужно отметить, что есть целый принципиальных отличий. Во-первых, государственный внешний долг тогда достигал 110% от ВВП или порядка 170 млрд. долларов, и кстати это был один из самых высоких показателей в мире. С учетом внешнего корпоративного долга и внутренних долгов государства, общая долговая нагрузка превышала 200% от ВВП. Сейчас же общая долговая нагрузка на экономику, с учетом внешнего корпоративного и государственного долга, а также внутренних долгов государства, не превышает 30% от объема ВВП.
Во-вторых, экономика тогда рухнула на 5.3%, доходы населения сократились почти на 30%, инфляция достигла 80%. Сейчас же мы имеем хоть и скромный, но все же рост экономики, инфляция у нас составляет около 10%, а реальные доходы населения за январь-ноябрь хоть и несущественно, но все же выросли в пределах 1.5%.
В-третьих, безусловно те макроэкономические риски, которые были в 1998 году, несравнимы с нынешними рисками. Тогда уровень процентных ставок по ГКО превышал 140%, сейчас ставки по ОФЗ сроком на 10 лет достигают лишь 18%. При этом ключевая ставка ЦБ в то время после дефолта была поднята со 100% до 150%. С нынешними 17% в общем то даже сравнивать нет смысла.
В-четвертых, в 1998 году на выплаты по одному только внешнему долгу уходили до 25% расходов федерального бюджета. При этом бюджетный дефицит в то время достигал 3.5% от ВВП, дефицит платежного баланса колебался в районе 8% ВВП. Сейчас же по обоим показателям наблюдается профицит в 2%. Риски дефолта по суверенным облигациям минимальны.
Наконец, в-пятых, и это то единственное, что связывает оба кризиса – национальная валюта тогда обесценилась практически в 3 раза (с 8 до 22 рублей за доллар). В нынешнем году, если считать курс рубля с начала года, то девальвация получается порядка 120%.
Таким образом можно сделать вывод, что особенностью нынешнего кризиса является то, что он заключается лишь в обвальной девальвации национальной валюты и связанный с этим резким ростом процентных ставок (с начала года ключевая ставка ЦБ была увеличена более чем в 3 раза). Конечно понятно, что для развитой рыночной экономики это ненормально. Да и в целом для более менее стабильной страны девальвация национальной валюты более чем в 2 раза за 1 год и повышение процентных ставок более чем в 3 раза в принципе неестественно и недопустимо.
Однако очевидно, что в данном случае речь идет о кризисе на валютном рынке, и как следствие кризисе доверия к политике Центрального Банка и Правительства. Однако даже если вспомнить опыт 1998 года, то в следующем году, несмотря на все ожидания дальнейшего сокращения, экономика выросла почти на 3.5%.
Подытожив все вышесказанное можно заключить, что по сути ситуация в стране сейчас не такая уж и плохая. Да, рубль девальвировался очень сильно, да сбережения населения и капиталы бизнеса в очередной раз обесценились, однако есть целый ряд факторов, которые дают основания полагать, что все-таки свет в конце тоннеля для российской экономики есть.
Во-первых, нынешний кризис не связан с реальными секторами экономики. Связана нынешняя вся ситуация со слабой финансовой системой страны, которая не выдержала напора целого ряда внешних шоков (санкции, обвал цен на нефть, внешнеэкономическое давление Запада и общий отток капиталов с развивающихся рынков). В реальном же секторе наоборот отмечается даже некоторое ускорение – промышленность за январь-ноябрь ускорила рост до 1.4% (за аналогичный период прошлого года показатель подрос лишь на 0.3%). Поэтому восстановительный рост в дальнейшем будет более здоровым и при грамотной политике Правительства позволит не просто восстановить экономику в прежнем объеме, а еще и реструктуризировать ее, сделать более конкурентоспособной продукцию с высокой добавленной стоимостью, что позволит слезть с пресловутой нефтяной иглы и получать валютную выручку не только от продажи нефти и газа.
Во-вторых, в стране сейчас нет никаких социальных конфликтов и массовых увольнений, никто не замораживает выплаты пенсий и зарплат, нет повального банкротства предприятий. То есть иными словами, в структурном плане страна смотрится несравнимо более устойчивой, чем 15 лет назад. По мере восстановления экономики решать попутно эти проблемы не придется.
Наконец, в-третьих, сейчас есть очень благоприятные условия для импортозамещения и диверсификации экспорта, и практически двукратная девальвация рубля может дать очень мощный толчок к развитию этого процесса. Уже сейчас, например, из Финляндии люди массово едут в Россию скупать автомобили, электронику, или просто посидеть в ресторане. При этом деньги в стране есть, поэтому можно будет реализовать еще больше производств для удовлетворения растущего спроса на отечественные товары.
Иными словами, нынешний кризис во многом является искусственным, а падение курса рубля надуманным и не обоснованным никакими фундаментальными факторами. Единственный кризис, который еще возник в экономике, это кризис доверия, прежде всего к экономической политике Правительства и Центрального банка, и в случае, если в ближайшие кварталы нам удастся его преодолеть, если не в 2015, то в 2016 году нас действительно ожидает рост ВВП на 5-5.5%. Но необходимо повториться – все будет зависеть от действий Банка России и Правительства.