Страхование (в том виде, в котором его знают все люди) является одной из наиболее популярных услуг. Мы страхуемся от пожаров, кражи личного имущества, от природных явлений и так далее. В мире инвестиций также есть свое страхование, но здесь применяется другой, более специализированный термин - «хеджирование».
Что это такое?
Хеджирование – это покупка или продажа контракта на определенный период и по конкретному товару, который, собственно, и страхуется. Есть и другое определение. Хеджирование – открытие сделки на одном рынке для компенсации рисков противоположной позиции, но уже в другом виде рынка. Основная задача хеджирования, как мы уже упоминали – страхование рисков. Хотелось бы отметить, что сделки на фьючерсном и наличном рынке обязательно должны быть равным по объему и по срокам. Прежде, чем мы приступим к рассмотрению основных видов хеджирования и их особенностей, отметим что самый популярный способ страхования – хеджирование фьючерсными контрактами. С его помощью участник сделки может застраховаться от изменения цены на товары или услуги в будущем. Первые «фьючерские» сделки были реализованы еще в Чикаго. Основной задачей первых контрактов была защита от изменений цены на рынке. До середины прошлого века хеджирование имело узкую направленность и применялось в основном для исключения ценовых рисков. Сегодня «специализация» хеджирования (если можно так выразиться) более широкая. У инвестора есть возможность не только уменьшить свои риски, но и оптимизировать их. При этом основная цель остается неизменной – защититься от изменений процентных ставок, курсов валют, товарных активов и прочих негативных факторов. Только нельзя забывать, что снижая свои риски, вы уменьшаете прибыль.
Суть хеджирования
Чтобы понять основную суть инвестиционного страхования, разберем простой пример. Вы купили определенный объем нефтепродуктов для дальнейшей его перепродажи. Естественно, сбыть его сразу и по максимально выгодной цене вряд ли получится. В такой ситуации единственный выход – осуществить продажу фьючерсных контрактов на него. После того, как нефтепродукты удалось продать на реальном рынке, фьючерсы можно выкупить обратно. Что произойдет, если на реальном рынке цены на нефтепродукты снизились? Вы, естественно, понесете убытки. Если же цены на реальном рынке, наоборот, возросли, то можно рассчитывать на дополнительную прибыль и компенсацию своих затрат. Таким образом, доход на одном рынке способен перекрыть убыточную сделку на другом. В свою очередь застраховаться может и потребитель сырья. К примеру, он знает, что товар понадобится через какое-то время. Естественно, его стоимость за конкретный период может возрасти и человек хочет застраховаться от этого. Как действовать? Все, что необходимо – купить фьючерсные контракты с позицией того месяца, когда будет осуществляться закупка. После покупки реального товара, договор можно ликвидировать. Реальный и фьючерсный рынки тесно взаимосвязаны. Не стоит удивляться, что стоимость фьючерсных контрактов и реального товара отличается – это обычное явление. Идеального хеджирования не существует. Но если своевременно провести корреляцию фьючерсной и реальной цены, можно добиться практически идеального результата и минимальных рисков. При этом чем выше корреляция, тем лучше для инвестора. Конечно, риски того, что изменение стоимости товара не получится компенсировать фьючерсными ценами в полной мере, всегда существует. Но главная цель – снижение рисков, и реализовать ее не составит труда.
Короткий и длинный хедж
Вы должны помнить, что в любой сделке, в которой применяется хеджирование, есть два основных этапа. На первом основная задача - открыть позицию по фьючерсному контракту, а на втором – закрыть обратной сделкой. И самое главное – контракты по обеим позициям должны открывать на один товар, с одинаковым количеством и на аналогичный срок поставки. Если классифицировать хеджирование по технике проведения торговой сделки, то можно выделить два основных типа:
1) Хеджирование продажей. В данном виде страхования те участники рынка, которые имеют длинную позицию на реальном рынке, должны использовать короткую позицию на фьючерсном рынке. Такой способ защиты предназначен для продавцов, которые хотят защитить цену на свою продукцию. Он очень эффективен, когда предприниматель нуждается в защите финансовых инструментов (ценных бумаг) или товаров, не покрытых форвардными контрактами. Но данный вид хеджирования должен начинаться с продажи фьючерсного контракта, а заканчиваться – покупкой.
2) Хеджирование покупкой. Здесь речь идет о противоположном характере сделки. Участники рынка с короткой позицией на реальном рынке должны приобрести фьючерсный контракт. В такой ситуации длинное хеджирование позволяет зафиксировать на одном уровне стоимость товара и защититься от дальнейшего роста его цены. Такой вид страхования пользуется большим спросом у посреднических компаний, которые работают с большими объемами заказов на совершение закупок товаров через какой-то период времени. Хеджирование покупкой актуально и для компаний переработчиков. Сделки на фьючерсном рынке позволяют временно заменить реальный товар и таким образом защититься от резкого увеличения цены.
Основные виды хеджирования
На современном этапе инвестор получает в распоряжении мощные инструменты, которые позволяют надежно защититься от вероятных рисков при сделках с ценными бумагами. Так, на сегодня существует шесть популярных видов хеджирования:
1) Хеджирование классическое (чистое). Данный вид защиты финансовых интересов является одним из наиболее простых и доступных для инвесторов. По сути, это хеджирование от вероятных изменений цены того или иного актива. Суть такого страхования основывается на одновременном открытии двух позиций: одной – на реальном фондовом рынке, а второй – на фьючерсном рынке. Подобный вид хеджирования – самый старый. На начальном этапе использовался фермерами для защиты от изменения цен на сельскохозяйственную продукцию. Сегодня спектр применения стал более широким.
2) Хеджирование частичное (полное). Сегодня подобный способ сохранения капитала является очень популярным. Основная суть – хеджирование всей или только части сделки (в зависимости от выбранного вида). Данный способ – это шанс свести ценовые риски к минимуму. Если правильно реализовать полное хеджирование, можно исключить все риски. Но мы должны помнить и о важном недостатке данного вида страхования – уменьшении доходности вложений. Плюс в том, что каждый участник сделки сам выбирает степень хеджирования.
3) Хеджирование предвосхищающее. Основное назначение данного вида хеджирования – защититься от рисков еще задолго до заключения самой сделки. Делается это путем заблаговременной покупки или продажи срочного контракта. У данного вида страхования есть большой плюс. Заранее купленный фьючерсный контракт – это гарант на конкретный период между двумя сделками (на срочном и реальном рынке). Предвосхищающее хеджирование подразумевает как продажу, так и покупку товара, который в дальнейшем реализуется через фондовую биржу. Данный вид страхования нашел наибольшее распространение на рынке акций.
4) Хеджирование селективное. Его основное преимущество – возможность выборочной защиты активов. К примеру, одна часть активов хеджируется по максимуму, а со второй совершаются наиболее рискованные и более прибыльные сделки. Данный вид страхования позволяет выстроить гибкую систему торговли и провести полную оптимизацию стратегии в отношении доходности и риска. Стоит также отметить, что сделки на двух видах рынка (реальном и фьючерсном) могут различаться, как по объему, так и по времени заключения.
5) Хеджирование перекрестное. Здесь совершается «перекрестная» сделка: на реальном рынке – на один актив, а на фьючерсном рынке – на другой. К примеру, на реальном рынке вы покупаете пакет акций какой-либо компании, а на фьючерсном рынке – фьючерс на биржевой индекс.
6) Хеджирование (рехеджирование) опционами. О данном виде хеджирования многие забывают, а очень зря – он очень эффективен. Здесь речь идет об открытии позиции с базовым активом для уже открытых сделок по опционам. Это позволяет снизить риски изменения цены двум участникам сделок – как продавцу опционов, так и покупателю. Но данное состояние не носит постоянный характер. Не секрет, что стоимость опционов со временем может меняться, что может потребовать целого ряда корректирующих сделок. Подобная методика страхования носит название рехеджирования опционов.
Основные преимущества и недостатки приведенных видов хеджирования
Как и любой другой инструмент, хеджирование имеет свои плюсы и минусы.
Начнем с преимуществ: 1) Появляется шанс существенно снизить риски изменения цены на товары или финансовые активы. Конечно, устранить риски полностью не получится, но убрать большую их часть – вполне. Благодаря хеджированию появляется какая-то стабильность, как у предпринимателя (владельца бизнеса), так и у инвестора. 2) Хеджирование рисков не мешает проводить основные операции и позволяет надежно защититься от рисков без серьезных изменений в политике запасов или необходимости привлечения форвардных соглашений. 3) Применение любого из видов страхования позволяет проявлять максимальную гибкость в разработке собственной стратегии. При этом всегда есть возможность планировать деятельность на несколько месяцев вперед, что очень удобно и выгодно. 4) Хеджирование существенно облегчает финансирование сделок в бизнесе. Если хедж уже «отрыт», то при осуществлении реальной сделки его совсем не обязательно ликвидировать. Есть такое понятие, как сделки внутри хеджа, что иногда позволяет получить дополнительную прибыль.
Недостатки хеджирования: 1) Появляется базисный риск, ведь фьючерсные контракты не способны полностью защитить от изменения стоимости актива. Поэтому очень важно с особым вниманием выбирать товар на фьючерсном рынке. 2) Появляются дополнительные затраты – расходы на совершение операций, на клиринг. Конечно, величина данных издержек слишком мала, но со временем она может вырасти и чувствительно «ударить» по кошельку. Важно также учитывать, что хеджирование вариационной маржи не всегда возможно. 3) Возникают определенные лимиты цен, ведь фьючерсная торговля часто ограничена суточными колебаниями стоимости тех или иных активов. В связи с этим может возникнуть ситуация, когда удалить или открыть позицию будет просто невозможно из-за сильного искажения цены. 4) Есть несовпадения фьючерсного и наличного рынков. Это большая проблема для многих хеджеров, ведь фьючерсные контракты обычно стандартные и могут не совпадать с условиями обязательств на реальном рынке. Может иметь место разница в качестве или количестве. 5) Необходимо внимательно читать правила хеджирования, ведь на каждой бирже они могут быть различными.
Выводы
Я не буду расписывать внушительные выводы по поводу преимуществ хеджирования – это итак понятно. Вместо этого давайте вспомним, как необходимо действовать для реализации своих планов. Во-первых, выбирайте качественную торговую площадку, которая максимально подходит вашим критериям (не ленитесь провести дополнительный анализ, если это необходимо). Во-вторых, подберите клиринговую компанию, имеющую аккредитацию на выбранной площадке, а также биржевого брокера (именно он будет исполнять ваши приказы). В-третьих, заполняйте необходимые формы и подписывайте договор на обслуживание. В-четвертых, открывайте личный счет в клиринговой компании, перечисляйте необходимую сумму и работайте. И еще – помните о важности создания эффективной стратегии. Удачи.