Главные банки многих стран носят название национального банка. Они создаются для содействия устойчивости национальных валют. Как правило, они бывают государственными, имея в уставном капитале денежный капитал и имущество государства. Являясь юридическим лицом, национальный банк обладает экономической независимостью. Он функционирует в результате полученных им доходов. Является возможным и привлечение бюджетных средств.
Каким может быть Главный банк и его функции
Национальный банк может на территории страны иметь собственные обособленные подразделения в виде дирекций, филиалов, предприятий и представительств. Он может открывать представительства в других странах. Взаимной ответственности по обязательствам банка и государства обычно нет.
Необходимость создания национальных или центральных банковских учреждений объясняется потребностями упорядочения выпуска бумажных денег для повышения оборачиваемости и предоставления кредитов.
Банки – эмитенты бумажных денег – получили название эмиссионных. Постепенно, к началу ХХ века, сложилась практика денежной эмиссии в одном финансовом учреждении, который становился в этом случае денежно-кредитной системой.
Основы создания национального банка во многих государствах схожи. Исходя из капитализации, он может выступать собственностью государства и таким, где уставный капитал разделен между акционерами, обладающими правами на его часть исходя из количества принадлежащих им акций.
В национальном банке акции могут принадлежать не связанным с государством физическим и юридическим лицам.
Встречается смешанный характер такого капитала с частью акций, что являются собственностью страны. Банковская практика показывает, что национальные банки с акционерным капиталом проходили со временем процедуры национализации и приобретали статус государственных.
Баланс главного банка страны строится из активов и пассивов. В активах значатся золотовалютные запасы, государственные облигации и кредиты, выданные другим банкам и руководству страны. В составе пассивов центрального банка содержатся: резервы обязательные и дополнительные, что содержат вклады коммерческих банков, выпущенные в свободное обращение наличные деньги, обслуживаемые ЦБ счета казначейства, денежные средства кредитных организаций и капитал банка.
Главный банк, в независимости от формы собственности, неразрывно связан с правительством. Эта характерно для многих стран. Ведь национальный банк реализует важную функцию в приведении к устойчивому состоянию финансов и экономической системы государства.
Помимо основной функции по созданию условий устойчивости денежной единицы государства нацбанк через присущие ему механизмы регулирования цены в внутри страны принимает меры, которые будут поддерживать национальную банковскую систему в устойчивом состоянии.
Кроме этого, национальному банку присущи такие функции:
- определение и осуществление политики в денежном обращении и кредитовании на территории страны;
- исключительное право на реализацию выпуска национальной валюты, ее обращения;
- кредитует банки, решает вопросы их рефинансирования, ставит для них условия и правила банковской деятельности, назначает порядок действий и форму платежей, в том числе межбанковских;
- организует внедрение совершенных банковских технологий, эффективных систем статистической информации;
- регулирует в государстве деятельность коммерческих банков и контролирует ее согласно законам, выдает лицензии банкам, формирует государственный банковский реестр;
- разрабатывает баланс платежей, его анализирует и прогнозирует;
- является государственным представителем в центральных банках других стран, международных финансовых учреждениях;
- осуществляет в пределах, предусмотренных законодательством, контроль обращения валюты и надзор за структурами, имеющими лицензию на осуществление операций с валютой;
- накапливает золотовалютные запасы, создает условия для их сохранности и исполнения операций с этими запасами и ценными металлами, находящимися в обороте;
- обеспечивает инкассирование наличных денежных средств и перевозку ценностей.
Кроме того, в пределах предусмотренных законом полномочий, национальному банку дано право осуществлять иные функции в сфере финансовой и кредитной политики.
О правовом положении банка
Конституция государства обычно закрепляет права и полномочия национального банка. Он позиционируется в качестве особого центрального органа управления государством. В специализированном законе или в законодательных и подзаконных актах о банковской системе и банках определяются его функции, задачи и полномочия, принципиальные положения его деятельности.
Принципиальным положением правового статуса национально банка является его независимость, проявляемая, в первую очередь, в исключительном праве на денежную эмиссию и организацию обращения денег на своей территории. Свои функции он реализует вне зависимости от полномочий органов власти в центре или на местах.
Главный банк обладает политическим и экономическим суверенитетом.
Экономическая независимость национального банка проявляется в возможности применения инструментов для проведения монетарной политики без сдерживания со стороны власти. То есть он имеет конкретные полномочия, дающие право на оперативное принятие решений, связанных с вопросами монетарно-кредитной политики.
Политическая независимость предполагает самостоятельную разработку и реализацию денежной политики и во взаимоотношениях с органами власти по поводу назначения банковского руководства.
На автономность банка могут влиять такие факторы:
- процентное участие государства в формировании капитала банка и, как следствие, распределении прибыли;
- законодательно установленные права государства на вмешательство в проведении монетарной политики;
- вмешательство в процедуру назначения руководства банка;
- регулирование возможности финансирования, как прямого, так и косвенного, национальным банком государственных расходов;
- взаимоотношения правительства и главного государственного банка.
Нацбанк должен обладать нормотворческими полномочиями, которые определены законом. Он, в частности, в пределах своих прав может издавать нормативные документы, которые обязаны исполнять все государственные органы на всех уровнях, граждане и юридические лица.
Такой банк принимает участие в законотворческой деятельности либо посредством его права на законодательную инициативу, либо в режиме согласования с ним проектов законов, затрагивающих исполнение банком функциональных полномочий. Высший менеджмент национального банка и его аппарат обычно находятся в столице государства.
Кредитно-денежные отношения - политика национального банка
Такая политика основывается на макроэкономических параметрах и главных показателях экономического развития и показателях социальной сферы на определенный период. Здесь учитываются утвержденные правительством прогнозные цифры объема ВВП, состояние инфляции и степень дефицита госбюджета, источники его покрытия, платежного и торгового баланса.
Национальный банк должен регулярно информировать парламент страны о проведении валютной и денежно-кредитной политики на ближайший год и на перспективу. Политика в сфере денежно-кредитных операций реализуется посредством изменения количества денег в обороте.
Для этого используются такие инструменты, как:
- процентная политика;
- установка норм обязательного резервирования средств для банков;
- рефинансирование банков;
- использование золота и валюты;
- проведение на открытых рынках манипуляций с ценными бумагами, в том числе эмитированными государством;
- эмиссия долговых собственных обязательств и их реструктуризация;
- меры по регулированию экспортно-импортных сделок с капиталом.
Обеспечивая наличное денежное обращение, национальный банк предпринимает комплекс мер, среди которых:
- установление банкнотных и монетных номиналов, дизайна денежных знаков и их платежных отличий, систем их защиты;
- изготовление и организация хранения денежной массы, формирование резервных фондов;
- утверждение правил эмиссии, сохранности, транспортировки, и инкассации наличных, а также порядка замены испорченных денег;
- выработка правил ведения операций в кассах банковских и других финансовых учреждений, на предприятиях и в организациях;
- согласование и утверждение требований к техническому состоянию и охране помещений банков.
Регулирование деятельности банков
Для обеспечения своей регуляторной деятельности национальный банк может использовать методы регулирования административного и индикативного характера.
Первые предполагают:
- регистрацию банков с включением их в государственный реестр и выдачу лицензий на определенные виды их деятельности;
- формулирование требований, ограничений и рекомендаций относительно выполнения своих функций банковскими учреждениями;
- использование административных или финансовых санкций при выявлении нарушений;
- осуществление контроля над деятельностью банковских учреждений.
При использовании методов индикативной регуляции национальный банк:
- определяет обязательные нормативы экономики и показатели обязательных банковских резервов;
- обеспечивает компенсацию рисков, возникших вследствие активных финансовых операций, путем установления размеров отчислений банков в свои резервы;
- формулирует процентную политику, условия рефинансирования банков, осуществление ими корреспондентских отношений;
- управляет резервами золотовалютных запасов, в определенных случаях проводя валютные интервенции. Проводит операции с ценными бумагами на международных рынках капитала.
В условиях развитой системы банков с большим количеством банковских учреждений возникают риски при хранении средств клиентов на счетах банков. Потери таких средств напрямую влияют на стабильность банковской системы и нанесение ущерба вкладчикам и инвесторам банков. Для предупреждения этих негативных явлений организуется система надзора за банками.
Такая деятельность распространяется на все зарегистрированные в стране банки, включая иностранные, их подразделения, а также различные физические (граждане) и юридические (предприятия) лица, которые подпадают под влияние соответствующего законодательства.
Осуществляя контроль над коммерческими банками, нацбанк имеет право требовать от них в лице их руководителей ликвидации нарушений законов о банках, безусловного выполнения соответствующих нормативных актов.
Несвоевременное реагирование на нарушения приводит к негативным последствиям. Под угрозу может быть поставлена сохранность доверенных банкам средств, нарушения правил ведения банковской деятельности.
В особых случаях национальный банк может установить специальный режим контроля деятельности банка, назначить туда своего полномочного куратора. Такой механизм чаще всего используется вместе с другими мерами для того, чтобы быстрее стабилизировать ситуацию.
Национальный банк может запретить банку использование конкретных счетов и выдать предписание о проведении расчетов исключительно через четко определенный счет. Национальные банки обычно имеют отработанные процедуры относительно применения мер реагирования к коммерческим банкам.